05 Мая
2024 года
поделиться

Ценный дар Господа – намаз прославления (тасбих)

Намаз тасбих – один из самых превосходных по достоинствам видов желательных (сунна) намазов.

Исходя из этого, многие учёные и праведные предшественники старались проявлять усердие в его совершении.

Сподвижник и дядя Пророка ﷺ Аббас رضي الله عنه передаёт, что однажды Посланник Аллаhа ﷺ сказал ему: «О Аббас! Не сообщить ли мне тебе о таком действии, за совершение которого Всевышний Аллаh простит тебе все грехи, совершённые тобою прежде, а также будущие грехи, совершённые умышленно или по незнанию, большие или малые, явные или тайные?»

Далее Пророк ﷺ подробно описал порядок совершения этого намаза, ниже мы расскажем об этом. После этого описания Пророк ﷺ сказал: «Если возможно, то тебе следует совершать этот намаз каждый день. Если не получится совершать каждый день, то хотя бы прояви усердие, чтобы совершать его каждую пятницу (еженедельно). Если и это не получится, то хотя бы раз в месяц. А если и это сложно будет сделать, то раз в год или хотя бы раз в жизни» (Абу Давуд).

Ценность намаза тасбих

Имам аль-Хаким, учёный в области хадисоведения, писал: «Достоверность хадиса, в котором говорится о намазе тасбих, подтверждается тем фактом, что, начиная с поколения сподвижников Пророка ﷺ и до наших дней, все великие учёные в различных религиозных науках регулярно совершали этот намаз и побуждали людей к этому. Среди учёных, которые постоянно его совершали, были такие великие люди, как имам Абдуллах ибн аль-Мубарак رضي الله عنه, учитель имама аль-Бухари».    
Имам аль-Байхаки говорил, что ещё до Ибн Мубарака табиин (тот, кто не видел и не встречался с Пророком ﷺ, но встречался с его сподвижниками) имам Абу ль-Джавзи رضي الله عنه, надёжный передатчик хадисов, имел обычай совершать этот намаз ежедневно. Как только он слышал азан на обеденный намаз (зухр), он отправлялся в мечеть и совершал тасбих-намаз до начала этого фарз-намаза.
 

Имам Абд уль-Азиз ибн Аби Раввад, который был учителем Ибн Мубарака, большой праведник, утверждал: «Тот, кто желает достичь Рая, должен усердствовать в совершении тасбих-намаза».

Великий учёный Такиюддин ас-Субки писал: «Этот намаз очень важен, и человеку не следует заблуждаться относительно его статуса, даже если некоторые люди отрицают его важность. Тот, кто пренебрегает его совершением, после того как услышал о его достоинствах, небрежен в вопросах религии и в своих действиях не может считаться надёжным человеком».

Передаётся, что Абдуллах ибн Аббас رضي الله عنه обычно совершал этот намаз каждую пятницу.

Особенно желательно совершать этот намаз во все благоприятные ночи, когда особенно поощряется совершение желательного поклонения, – такие как 15-я ночь месяца Шаабан, ночи месяца Рамадан и т. п.

Достоверность хадисов о намазе тасбих подтверждается мухаддисами, многие из которых написали подробные работы касательно важности этого намаза. Имам ас-Суюти перечисляет двадцать великих мухаддисов, которые признавали достоверность хадисов Пророка ﷺ о достоинстве тасбих-намаза. Согласно принципам науки хадиса, эти хадисы могут считаться, по меньшей мере, надёжными (хасан).

Способ совершения намаза тасбих

Имам Абдуллах ибн Мубарак и многие другие учёные передают, как следует совершать тасбих-намаз. Этот способ также передаётся от Посланника Аллаhа ﷺ и является наиболее распространённым: «После вступления в намаз (произнесения «Аллаhу Акбар» – такбират уль-ихрам) прочитайте мольбу сана, а затем – до чтения суры «Аль-Фатиха» – повторите 15 раз эти слова: «СубханАллаh ва ль-хамду лиллях ва ля иляхa илля ллаху, вАллаhy акбар».
Затем произнесите «Аузубилляхи» и «Бисмилляхи», после завершения чтения суры «Аль-Фатиха» и другой суры произнесите вышеприведённые слова 10 раз перед тем, как вступить в поясной поклон (руку), затем 10 раз произнесите те же слова во время поясного поклона и 10 раз – после того как подниметесь с него. Потом произнесите те же слова в каждом суджуде (земном поклоне) и 10 раз – во время сидения между двумя суджудами. Таким образом нужно совершить все четыре ракаата намаза. Так получится, что вы в намазе произнесёте 75 раз тасбих в каждом ракаате, итого – 300 раз тасбих в течение всего намаза» (ат-Тирмизи).
Далее мы приводим краткую рекомендацию, сколько раз следует читать тасбих в каждом положении намаза.

После дуа сана – перед сурой «Аль-Фатиха» – 15 раз. (Во время второго, третьего и четвёртого ракаатов тасбих следует читать перед чтением суры «Аль-Фатиха».)
Перед совершением поясного поклона – 10 раз; в поясном поклоне – 10 раз; во время стояния, после того как подниметесь из поясного поклона, – 10 раз; в первом земном поклоне (суджуд) – 10 раз; во время сидения между двумя суджудами – 10 раз; во время второго суджуда – 10 раз.

Не существует какой-то специальной суры Корана, которую следовало бы читать в этом намазе после чтения «Аль-Фатихи». Можно читать любые суры. Однако у Ибну Аббаса رضي الله عنهv однажды спросили: «Есть ли какие-то особые суры, которые следует читать в этом намазе?» Он ответил: «Это суры “Ат-Такасур”, “Аль-Аср”, “Аль-Кафирун” и “Аль-Ихляс”».

Некоторые учёные также утверждали, что сурами, которые особенно желательно читать в этом намазе, являются «Аль-Хадид», «Аль-Хашр», «Ас-Сафф» и «Ат-Тагабун». 

На что важно обратить внимание

Число тасбихов не следует подсчитывать вслух, поскольку это нарушает намаз. Наилучшим способом подсчёта является такой способ: пальцы рук остаются на месте, но их слегка прижимают один за другим по мере подсчёта. 

Этот намаз можно совершать в любое время дня, кроме трёх запретных промежутков времени. 

Согласно некоторым хадисам, к вышеприведённым словам тасбиха можно добавить следующие слова: «Ля хавля ва ля куввата илля биллях иль-Алийй иль-Азим».
Поэтому иногда можно произносить их в дополнение к обычным словам тасбиха.

Во время совершения земного поклона слова «Субхана Рабби яль-Азим» и во время совершения земного поклона слова «Субхана Рабби яль-Аля» следует произносить перед словами тасбиха.

Если пропустить чтение тасбиха в каком-либо положении намаза, то нет необходимости перед саламом совершать суджуд сахви (земной поклон для исправления ошибок), пытаясь компенсировать это упущение. 

Тем не менее, недостающее число тасбихов следует компенсировать в следующем положении намаза, но не в стоянии после поясного поклона и не в сидении между двумя суджудами. В этих положениях следует прочесть по 10 раз тасбих, а недостаток восполнить в следующем ракаате. Например, если человек пропустил чтение тасбиха в поясном поклоне, то можно восполнить это количество в первом земном поклоне. 
Совершайте и передавайте другим этот ценный дар Всевышнего, оставленный нам Пророком ﷺ.
(«Радд уль-Мухтар», «Аль-Мустадрак»)

Мухаммад-фарук Азимов