11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.07.2023 (по Ханафи)

1.Разрешено ли выщипывать брови?

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Всевышний Аллаh проклял делающих татуировки и тех, что просят делать их себе, а также тех, кто просит, чтобы им выщипывали (нимас) брови (в другой версии: «которая выщипывает брови себе»), и подпиливающих себе зубы, чтобы сделать их более красивыми, которые изменяют творение Аллаhа (Муслим, Бухари). Приводится в комментарии ат-Тахтави над «Дурр аль-Мухтар»: «Нимас – это удаление волос с лица с помощью пинцета… Некоторые комментаторы «Джами аль-Сагир» имама ас-Суюти утверждают, что нимас – это именно удаление волос из бровей, чтобы они были тонкими и ровными. Такое действие запрещено. 

Однако удалять брови, подкрашивать их краской, украшать и приводить их в лучший вид дозволено замужней женщине с разрешения её мужа. Запрет же на такое украшение относится к тому случаю, когда совершается без разрешения мужа. Такое понимание в Ханафи-мазхабе невозможно отрицать, что нимас – удаление бровей – является одним из видов украшения, а женщине приказано Шариатом украшать себя для мужа.

Имам Ибну Абидин пишет о запрете удаления волос с лица следующее: «Возможно, что запрет, приводимый в хадисе, относится к той ситуации, когда женщина украшает себя ради чужих мужчин. В противном случае, когда у неё есть волосы на лице, от чего у мужа возникает негативное отношение к её внешности, запрет на удаление таких волос кажется надуманным. Это потому, что украшение рекомендуется женщине для того, чтобы хорошо выглядеть перед мужем. Запрет же в хадисе толкуется на тот случай, если выщипывать волосы, брови без всякой нужды, и в этом случае на женщине будет проклятие Всевышнего.

В книге «Татархания» говорится: что касается выщипывания бровей и волос с лица мужчинам, в этом нет запрета, если в этом нет цели выглядеть женственно». 
(«Радд аль-Мухтар», Хашият аль-Тахтави аля Дурр аль-Мухтар)

2.Как правильно возместить пропущенные утренние намазы? 

В хадисе, переданном от Анаса رضي الله عنه, сообщается, что Посланник Аллаhа ﷺ говорил: «Тот из вас, кто проспит намаз или пропустит его по забывчивости, пусть совершит его сразу же, как вспомнит о нём» (аль-Бухари).

Сунна утреннего намаза возмещается вместе с фарзом, после того как солнце поднимется над горизонтом и до наступления полудня. 

Если фарз утреннего намаза был совершён вовремя, а сунна утреннего намаза была пропущена, то она не возмещается. 

Если у человека очень много пропущенных фарз-намазов, то в этом случае при их возмещении нет нужды определять, какой именно это намаз. Потому что это представляет собой сложность. В этом случае достаточно сделать намерение на возмещение, к примеру, последнего пропущенного утреннего намаза. Пропущенные намазы можно совершать в любое время, за исключением тех промежутков времени, которые считаются нежелательными (макрухом), – это при восходе солнца, когда солнце в зените и когда солнце садится. 
(«Хашияту Тахтави»)

3.Аннулируется ли никях при измене одного из супругов?

При совершении прелюбодеяния одним из супругов, будь то мужчина или женщина, не разрывается договор никяха. 
Незаконные интимные отношения именуются в нашей религии словом «зина». Зина – один из больших грехов. Верующему человеку запрещено не то что совершать прелюбодеяние, но даже приближаться к его совершению.

Всевышний говорит в Коране (смысл комментария): «И не приближайтесь к прелюбодеянию (не говоря уже о его совершении)! Поистине, это – разврат и дурной путь» (сура «Аль-Исра, аят 32).

Любой человек, будь то мужчина или женщина, совершивший этот мерзкий поступок, вне всякого сомнения считается совершившим большой грех. Однако, в отличие от вероотступничества, совершение прелюбодеяния не нарушает никяха – при условии, что человек, совершивший его, не считает совершение этого греха дозволенным. В противном случае человек считается вышедшим из Ислама, и в этом случае его никях будет считаться расторгнутым.

Если же человек совершит прелюбодеяние, веря в то, что это является запретным, то в этом случае никях не нарушается, и нет необходимости в его возобновлении. Однако необходимо искренне покаяться в совершённом грехе и просить прощения у Всевышнего.
(«Любаб»)

4.Расскажите о зуха-намазе.

Одна из польз молитвы-зуха – это то, что если человек постоянно совершает эту молитву, то джинны отдаляются от него.
Количество ракаатов: от 2 до 12. Лучше выполнять, начиная от 4 и до 12 ракаатов.

Время выполнения: после восхода солнца по истечении нежелательного времени (макрух) для совершения намазов, а завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления обеденного намаза).

Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Кто постоянно совершает 2 ракаата намаза-зуха, тому будут прощены грехи (малые), даже если их будет так много, как пены в море» (Ибн Маджа).

«Каждое утро за каждый ваш сустав нужно давать милостыню (садака). Каждый тасбих («СубханАллаh») – садака, каждый тахмид (слова «Альхамдулиллях») – садака, каждый тахлиль (слова «Ля иляха илляллах») – садака, каждый такбир (слова «Аллаhу Акбар») – садака. И побуждение к одобряемому – садака, и удержание от порицаемого – садака. Но всё это заменяют собой два ракаата намаза-зуха» (Муслим). 

Передают также, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто совершит 2 ракаата намаза-зуха, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 ракаата – тот будет из числа Его преданных рабов; кто выполняет 6 ракаатов – тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 ракаатов – тот будет из числа благочестивых Его рабов; а тому, кто выполняет 12 ракаатов, Аллаh ﷻ построит в Раю дворец из золота» (Ибн Маджа, ат-Тирмизи). 
(«Хашияту Тахтави»)

5.Если время жертвоприношения прошло, а я не успел зарезать жертвенное животное, что можно сделать?

Если купили жертвенное животное и не успели принести его в жертву в день праздника и последующие три дня, то необходимо рассмотреть следующие факторы. Если это жертвенное животное купил бедняк, то в таком случае нужно отдать его живым в качестве пожертвования (садака), потому что жертвоприношение не является обязательным для бедных нуждающихся людей. Когда бедный человек покупает животное с намерением принести его в жертву, то на это животное распространяется положение обязательности совершить жертвоприношение в определённое время, которое уже упущено. Таким образом, ему следует отдать само животное в качестве пожертвования (садака). 

А если покупает животное богатый человек, то ему следует раздать в качестве пожертвования (садака) стоимость этого животного. Это потому, что жертвоприношение является для него обязательным и он упустил это время, и в качестве компенсации за упущенное он выплачивает нуждающимся стоимость жертвенного животного. 
(«Аль-Ихтияр ли-та’лиль аль-Мухтар») 

Ответы даны согласно богословско-правовой школе имама Абу Ханифы

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62