28 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.07.2023 (по Шафии)

1.Разрешается ли прерывать желательный пост без причины?

Разрешается прерывать желательный пост без причины, так как в хадисе, переданном от Умму Хани да  будет  доволен   им  Всевышний, сказано: «Соблюдающий добровольный пост сам себе хозяин: если желает, то может поститься до конца, а если нет – нарушит пост». Тем не менее, прерывать его нежелательно.

В прерывании желательного поста нет нежелательности, если это произойдёт по уважительной причине; например, из-за боязни расстроить хозяина, который угощает гостя, – наоборот, в подобных случаях разговляться желательно. Однако возмещать прерванный желательный пост необязательно, но желательно.

Отметим, что человек, прервавший пост по уважительной причине, получит воздаяние за ту часть дня, что он постился.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

2.Считается ли намаз действительным, если он был совершён, когда молящийся сомневался в наступлении его времени?

Одним из условий действительности намаза является знание или обоснованное предположение о наступлении времени намаза. Следовательно, если совершить намаз без этих доводов, то он будет недействительным, и человек должен совершить его заново, даже если после совершения намаза выяснилось, что молитва была совершена своевременно.

Однако намаз, совершённый до наступления своего времени по предположению о наступлении его времени, будет считаться как возмещённый за подобный намаз, если такой был когда-либо пропущен молящимся. Если же у него нет подобных пропущенных намазов, то совершённая молитва будет считаться как дополнительная (желательная).

(«Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

3.Обязан ли опоздавший на коллективный намаз после завершения имамом намаза сразу встать для совершения оставшихся ракаатов, не дочитывая ташаххуд (ат-тахийат)?

Человек, вступивший в коллективный намаз с опозданием (масбук), должен подняться для дополнения своего намаза сразу после того, как имам завершит намаз, если чтение ташаххуда в этом ракаате ему не предусмотрено. К примеру, если человек успел только на последний ракаат намаза, то он обязан сразу после саляма (приветствие, завершение намаза) имама встать и продолжить свой намаз, так как этот ракаат для него является первым, а ташаххуд в первом ракаате не читается. Если в этом случае он намеренно, зная о необходимости встать, не поднимется после саляма имама, его намаз нарушится.

Если же он остался читать ташаххуд по незнанию или забывчивости, то намаз его действителен. Но если он по забывчивости остался читать ташаххуд, то ему желательно совершить саджда-сахви.

Если же этот ташаххуд является первым ташаххудом опоздавшего, например человек успел на третий ракаат четырёхракаатного намаза и последний ташаххуд имама совпадает с первым для опоздавшего, то он дочитывает ташаххуд и встаёт для продолжения своего намаза.

(«Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

4.Можно ли сокращать и совмещать намазы, если человек выехал в дозволенный путь (сафар), но согрешил в пути?

Путнику, путь которого является недозволенным, сокращать и совмещать намазы запрещено, пока он не совершит покаяния (тавбу). При этом расстояние от места покаяния до места назначения должно иметь протяжённость, которая необходима для дозволенности сокращения и совмещения намазов.

Если путь человека изначально был дозволенным, но он, будучи в пути, сделал его недозволенным (изменил намерение на путешествие с целью совершения греха), то сокращать и совмещать молитвы ему уже запрещено.

Таким образом, если путь был дозволенным и путник, не меняя своего начального намерения насчёт дозволенности, так или иначе совершил грех, совмещать и сокращать намазы ему можно, так как сама дорога осталась дозволенной.

Относительно других послаблений, касающихся пути, решение такое же, как и относительно сокращения намазов.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Можно ли вешать на стену портреты имама Шамиля или других праведников, учёных-богословов?

Если на рисунке изображена лишь верхняя часть тела (бюст, портрет), то есть человек изображён в той форме, в которой тело обычно не может быть живым, то хранить или вешать на стену такой рисунок не запрещено. Изображение человека в такой форме подобно рисунку неодушевлённых предметов, таких как дерево, природа, которые дозволено рисовать.

Поэтому если изображения имама Шамиля и других праведников в форме бюста, т. е. на рисунке только верхняя часть тела, то их портреты вешать на стену дозволено.

(«Аль-барика аль-Махмуда шарх, ат-Тарика аль-Мухаммадия», «Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж» с Хашия аш-Ширвани)

6.Нужно ли упоминать имя усопшего при совершении намерения заупокойной (джаназа) молитвы?

При совершении заупокойной молитвы упоминать в намерении имя покойного необязательно: достаточно иметь намерение совершить заупокойную молитву над этим усопшим или над тем, над кем совершает намаз имам. Это в случае, когда при совершении намаза перед молящимися лежит тело покойного.

А если при намазе тело покойного отсутствует, то относительно этого среди учёных есть разногласие, и по более аргументированному мнению человек не обязан указывать в намерении имя усопшего, как и в предыдущем случае.

Если совершающий намаз упомянет в намерении имя усопшего, но окажется, что его звали не так, например человек сделал намерение совершить намаз над Умаром, а потом выяснилось, что его звали Усман, то намаз недействителен. Это при условии, что он вместе с этим не указал в намерении на совершение намаза именно над этим усопшим или над тем, над кем совершает намаз имам. А если он в намерении неправильно назвал имя, но при этом подчеркнул, что совершает намаз конкретно над этим усопшим, над кем совершает намаз имам, то его молитва считается действительной.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).