11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.06.2023 (по Шафии)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

1.Имеет ли право опекун уполномочить кого-либо выдать его подопечную замуж без её разрешения?

Опекун, обладающий правом выдать свою подопечную замуж без её разрешения, – это отец и дедушка (его отец), – также имеет право уполномочить другого без её разрешения, даже если она не согласна. Однако им желательно взять у неё разрешение, так же как и уполномоченному, в случае если опекун не взял его. Уполномоченный не может выдать её замуж, кроме как за жениха, равного ей по статусу.

Любой из опекунов, кроме отца и дедушки, имеет право передать полномочия другому (третьему) лицу с разрешения подопечной. При этом необходимо учитывать следующее нюансы:

1. Девушка даёт разрешение опекуну выдать её замуж и уполномочить другого.

2. Она даёт разрешение на уполномочивание третьего лица, но при этом не упомянула, разрешает она опекуну выдавать её замуж самому без уполномочивания или нет.

3. Она даёт разрешение опекуну выдать её замуж, но промолчала насчёт уполномочивания другого.

В этих трёх случаях опекун имеет право выдать её замуж сам или уполномочить для этого другого.

Если она даст ему разрешение только на уполномочивание и запретит выдавать замуж самому, то такое разрешение недействительно.

Следовательно, он не имеет права выдавать её замуж, а также уполномочить другого без повторного разрешения.

В случае когда девушка даёт ему разрешение только на выдачу замуж, но запретит уполномочить другого, он не имеет права на уполномочивание.

Примечание:

Вышесказанное касается девушки, которая сохранила девственность или потеряла её не половым путем (бикр). А что касается опекуна женщины, которая потеряла девственность половым путем (сайиб), то, кем бы опекун ни был, он не имеет права выдавать её замуж и уполномочить другого без её разрешения на это.

(«Мугни аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж», Хашия аш-Ширвани»)

2.Нужно ли человеку, который занимается перепродажей товара только в рассрочку и под заказ (мурабаха), выплачивать закят? Человек держит у себя наличные деньги и по мере поступления предложений от клиентов купить товар и перепродать им в рассрочку он покупает его и перепродаёт им в рассрочку с наценкой. Облагается ли данная деятельность закятом, и если да, то в каком порядке выплачивается?

Человек, который занимается перепродажей товара в рассрочку, обязан выплачивать закят, поскольку данная деятельность классифицируется как торговля, а с торговли, как известно, необходимо выплачивать закят в размере 2,5 %. Следовательно, человеку, занимающемуся перепродажей товара в рассрочку, как и другим торговцам, необходимо зафиксировать начало и конец торгового года.

С наступлением последнего дня торгового года необходимо определить размер имущества, в данном случае объём денежных средств, предназначенный для покупки следующего заказа, и тот, который ему должны за проданный в рассрочку товар, а также рыночную стоимость товара на последний день торгового года. После этого с общей суммы выплатить 2,5 %.

Например: человек начал торговлю 1-го числа месяца Рамадан, и ровно через год у него на руках оказалось 500 тысяч рублей, 500 тысяч рублей ему должны за проданный в рассрочку товар и ещё на 500 тысяч у него есть товар, приобретённый для перепродажи в рассрочку. Итак, необходимо всё суммировать и от общей суммы выплатить закят в 2,5 %. В данном случае от 1,5 млн рублей это составит 37,5 тысяч рублей.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

3.Кому желательно совершать тахият-намаз (намаз приветствия мечети) и каким образом упускается эта желательность?

Для того, кто вошёл в мечеть, является желательным (сунной) совершить тахият-намаз независимо от того, собирается он там садиться или нет. Доводом этому является хадис, переданный имамами аль-Бухари и Муслимом: «Когда кто-либо из вас войдёт в мечеть, то пусть не садится, пока не совершит два ракаата (намаза)».

Человеку, вошедшему в мечеть, нежелательно садиться, не совершив тахият-намаз. Этой нежелательности можно избежать, совершив при входе в мечеть любые два или более ракаатов намаза.

Если человек, вошедший в мечеть, желает совершить какой-либо намаз, будь это желательный или обязательный, он может сделать намерение для этого намаза одновременно с намерением и для тахият-намаза. Все учёные единогласны во мнении относительно того, что человек в этом случае получит награду за оба намаза.

Некоторые учёные говорят, что даже без намерения на тахият-намаз он получает вознаграждение, совершив любой другой намаз.

Тахият-намаз желательно повторить при каждом входе в мечеть, даже если между выходом из мечети и повторным входом прошло мало времени.

Если человек, вошедший в мечеть, сел, помня о том, что он не совершил тахият-намаз, он упускает возможность совершить его. Если же он сел, забыв о том, что он не совершил тахият-намаз, и вскоре вспомнил об этом, ему желательно (сунна) совершить его.

Если человек по каким-то причинам не может совершить тахият-намаз, ему желательно четыре раза произнести следующий тасбих: «Субхана-Ллаhи ва ль-хамду ли-Ллаhи ва ля иляhа илля Ллаhу ва Аллаhу Акбар, ва ля хавля ва ля куввата илля би-лляhи ль-алиййи ль-азим».

(«Мугни аль-Мухтадж»)

4.Необходимо ли паломнику совершить прощальный таваф (ритуальный обход вокруг Каабы) после совершения умры (малого хаджа) вне сезона хаджа перед выездом из Мекки?

Согласно более аргументированному мнению, паломнику после завершения умры (малого паломничества) вне сезона хаджа перед выездом из Мекки обязательно совершить прощальный таваф (аль-вада), так же как обязательно совершить его в период хаджа (большого паломничества). Прощальный таваф обязаны совершить, согласно мнению большинства учёных, даже те, кто прибыл в Мекку для других целей.

В качестве довода для обязательности тавафа уль-вада учёные приводят хадис Пророка мир  ему  и  благословение: «Пусть никто не уходит после завершения всего, пока не совершит таваф вокруг Каабы» (Муслим).

Примечание:

Женщине в дни менструации или послеродовых выделений совершать прощальный таваф запрещено (греховно). Следовательно, ей за несовершение тавафа греха не будет, и штраф на неё не налагается. При прощании с Меккой она может в таком состоянии находиться с наружной стороны дверей мечети (Масджид уль-Харам), прочитать мольбу и вернуться. Если же она очистится до того, как пройдёт последние дома Мекки, то ей необходимо вернуться и совершить прощальный таваф, а иначе на неё налагается штраф.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Фатх аль-Муин»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalam.gazeta@bk.ru или по телефону +7 928 530-59-70  (СМС, WhatsApp, Telegram).