Свежие следы воды на Марсе

Марс всегда привлекал умы учёных и взоры астрономических любителей. Красная планета – одна из ближайших к нам (уступает лишь Венере) и одно из самых густонаселённых роботами мест в Солнечной системе.

Умы учёных данное место привлекает давно и очень сильно по той причине, что Марс – планета с огромным потенциалом. Здесь вопрос и будущего нашей цивилизации на этом месте: заселение и экспансия в космос, а также интересно и его прошлое. В космических масштабах не так давно на Марсе могли течь реки, и, возможно, он мог быть заселён определённой живностью.

То, что на планете ранее жили полноценные марсиане, конечно, можно утверждать с большим сомнением, но простейшие организмы – вполне могли и даже могут. Задача современных учёных – доказать эту гипотезу, найти подтверждение тому, что планета была когда-то действительно заселена собственной микрофлорой, а также найти ещё оставшуюся жизнь спустя большое количество времени, когда Марс перестал быть благоприятной планетой.

Раньше для поддержания поверхностных вод Марс обладал достаточной атмосферой, но за счёт меньших размеров, чем у Земли, он не смог удерживать плотную атмосферу, и со временем все остатки воды на поверхности либо «улетели» в космос, либо превратились в лёд и смешались с грунтом.

Мы активно изучаем планету уже более 20 лет с помощью роботов, роверов или спутников различных стран и организаций. Они передают открытые данные, фотографии и делятся друг с другом научными результатами.

Совсем недавно первый китайский ровер, удачно приземлившийся на поверхность, поделился с общественностью научными данными

Марсоход «Чжужун», который, вероятно, уже не сможет продолжить работу из-за накопившейся на нём пыли, успел обнаружить следы сравнительно недавнего присутствия жидкой воды на низких марсианских широтах. Это свидетельствует о том, что эти территории потенциально могут быть обитаемыми. Более того, это противоречит прежним предположениям о том, что вода на Марсе может существовать только в твёрдом или газообразном состояниях.

Результаты прежних исследований свидетельствуют о присутствии огромного количества воды на Марсе в древности, но, по мере того как планета теряла свою атмосферу, климат менялся. В итоге очень низкое давление и другие факторы привели к тому, что сегодня воде в жидком состоянии чрезвычайно трудно сохраниться на Марсе. Среди учёных широко распространено мнение, что вода может существовать на планете только в твёрдом и газообразном состояниях.

Тем не менее, капли на роботизированной руке аппарата Phoenix в своё время показали, что солёная вода может появляться марсианским летом на высоких широтах, а симуляции показали, что климатические условия для возникновения жидкой воды могут временно возникать в определённых зонах Марса, хотя до последнего времени отсутствовали наглядные свидетельства существования жидкой воды в нижних широтах.

Сам аппарат приземлился на поверхность планеты 15 мая 2021 года на равнине Утопия. Это был первый подобный опыт Китая и уже сразу огромный, успешный результат, ведь до Марса долететь – очень непростое дело даже для опытных «игроков». Здесь можно обратиться за статистикой запусков к Красной планете прошлого века между СССР и США, где они шли лоб в лоб. Вероятность удачной посадки составляет не более 50 %.

Тем не менее, Китай делает сверхопережающие все ожидания шаги.

Полученные им данные показали, что черты рельефа возникли под действием жидкой воды, содержавшей в себе большое количество соли. Эта вода, в свою очередь, возникла в результате таяния снега или льда, который мог образоваться на поверхности дюн во время снижения температуры окружающей среды, отметили учёные.

Эти следы от потоков воды появились где-то между 1,4 миллиона лет до 400 тысяч лет назад. И примечательно это тем, что Утопия находится далеко от северного полюса Марса, где, как считалось ранее, мог скапливаться весь лёд.

Согласно теории исследователей, вода на Марсе была активной около трёх миллиардов лет назад. После резкого изменения климата она замёрзла и застряла в полюсах, а большая часть планеты превратилась в пустыню.

В прошлом учёные уже находили относительно недавние следы движения воды на Марсе, но ближе к полюсам, что подтверждало их теорию. Вероятность таких следов в приэкваторных регионах исключалась большинством исследователей.

Однако открытие китайского марсохода ставит под сомнение эту гипотезу. Теперь известно, что запасы льда скапливались и недалеко от экватора. Происходило это, вероятнее всего, несколько миллионов лет назад, когда угол наклона оси Марса был другим и текущие экваториальные широты находились в более выгодном, с точки зрения климата, положении.

На данный момент китайский ровер не функционирует – по причине того, что он не смог пережить холодную зиму Марса и не смог выйти «из спячки».

Марс – очень интересное место для изучения, плацдарм для будущих колонистов, и эта планета является следующим шагом человечества на пути большой цели освоения космоса.

Изучение продолжается, данные систематизируются, и со временем полное представление о Красной планете у нас появится.