11 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.06.2023 (по Ханафи)

1.Является ли совершение жертвоприношения (курбан) необходимым, если находишься в пути (в сафаре)?

Для путника (мусафира) жертвоприношение не является необходимым (ваджибом). Путником, по Шариату, является человек, который находится в поездке с намерением проехать 81 км и более. Он становится путником сразу, как только покинет границы населённого пункта. Однако если он намеревается остаться в каком-то месте сроком на 15 дней или более, то он перестаёт там быть путником.

Человеку, для которого жертвоприношение (курбан) не является обязательным и который не обладает необходимыми средствами для покупки животного, не следует ради этого влезать в долги.

А если, обладая финансовыми возможностями,  он всё же совершит жертвоприношение, то это будет добродетельным поступком.

(«Аль-Фатава аль-Хиндия»)

2.В течение скольких дней можно совершать жертвоприношение?

Время для жертвоприношения начинается после праздничного намаза 10-го числа месяца Зуль-хиджа и заканчивается с заходом солнца 12-го числа. Лучшим днём для совершения курбана является первый день, далее – второй и затем – третий.

В тех местах, где пятничный и праздничный намазы не совершаются, курбан может быть исполнен сразу после наступления рассвета (субх-садык, после утреннего азана) 10-го месяца Зуль-хиджа.

(«Аль-Фатава аль-Хиндия»)

3.Можно ли человеку, проживающему в городе (где праздничный намаз совершается), договориться, чтобы его животное было заколото в деревне (где праздничный намаз не совершается) до праздничного намаза?

В этом случае дозволяется исполнить жертвоприношение до совершения праздничного намаза.

(«Радд уль-Мухтар»)

4.Как правильно произвести забой животного?

Следует максимально позаботиться о том, чтобы забой животного происходил без причинения ему лишних мучений и боли. Таково указание Посланника Аллаха мир  ему  и  благословение.

Следует также помнить о следующих элементах этики:

1. Следует хорошо заточить нож, используемый для забоя животного, чтобы он мгновенно разрезал горло, не причиняя чрезмерной боли.

2. Нож не следует затачивать в присутствии животных.

3. Животному, которое будет принесено в жертву, следует дать еды и воды; его не следует забивать, когда оно испытывает голод и жажду.

4. Не следует жестоким образом волочить животное к месту забоя.

5. Производить забой следует в изолированном месте, чтобы другие животные не видели этого.

6. Укладывать животное на землю нужно легко и спокойно, так как применение чрезмерной силы является мерзким действием.

7. Следует связывать только три ноги животного.

8. Как только животное положили на землю, следует поторопиться с забоем. Ненужных задержек следует избегать. Животное не следует забивать с такой силой, что голова будет оторвана или же нож достигнет спинного мозга.

9. Не является правильным забивать животное ударом выше шеи, так как это причиняет излишнюю боль.

10. Животное следует оставить таким образом, чтобы можно было свободно отложить его во время обескровливания.

11. После забоя не следует отрезать голову или сдирать шкуру до тех пор, пока все конвульсии полностью не прекратятся.

12. Во время забоя следует трижды произнести такбир: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляллаху Аллаху Акбар, Аллаху  Акбар ва лиллях иль-хамд». Затем, после произнесения слов «Бисмилляхи Аллаху Акбар!» животное приносится в жертву.

13. Лучше всего эту процедуру осуществлять тому человеку, который совершает курбан. Однако те, кто не в состоянии сделать это самостоятельно, должны поручить его выполнение другому мусульманину, сделав его своим представителем. Предпочтительно, чтобы при жертвоприношении присутствовал сам жертвующий.

 14. Не является необходимым произносить намерение на курбан вслух, однако необходимо сказать: «Бисмилляхи Аллаху Акбар» во время забоя.

15. Жертвенное животное следует положить на левый бок так, чтобы оно было обращено на киблу.

(«Ад-Дурр уль-Мухтар»)

5.Как лучше распределить мясо жертвенного животного?

Мясо животного, которое разделяется на несколько долей, следует распределить путём взвешивания, а не приблизительной оценки, если только голова, ступни и шкура не составляют части распределяемых долей.

Предпочтительным является разделение мяса на три части. Одна из частей – для семьи, другая распределяется среди друзей и родственников, а третья – среди бедных и нуждающихся. Если человек беден или у него очень большая семья, он может оставить всё мясо себе.

Запрещено продавать мясо курбан.

Не разрешается предлагать шкуру или мясо в качестве платы забойщику (или скорняку). Их услуги следует оплачивать отдельно.

Не разрешается отдавать мясо, жир и т. д. жертвенного животного мяснику в качестве компенсации за оказанные им услуги.

Мясо курбан можно употреблять самому и можно подавать его другим.

Мясо курбан можно раздавать как в варёном, так и в сыром виде.

 Не разрешается есть мясо курбан тем, кто совершает его в качестве:

1) каффара (штраф) за джинаят (ошибку), допущенный во время совершения паломничества (хаджа или умры);

2) жертвоприношения за умершего человека согласно его завещанию (васияту) перед смертью.

Мясо данных двух видов курбана необходимо распределить только среди бедных и нуждающихся.

(«Радд уль-Мухтар»)

6.Что делать со шкурой жертвенного животного?

Разрешается использовать шкуру для собственных нужд, например, в качестве молитвенного коврика или для изготовления сумки и т. д. Однако если шкура продана, не разрешается использовать доход от её продажи. Необходимо (ваджиб) эти средства отдать в качестве милостыни нуждающимся. Не разрешается продавать шкуру без намерения раздачи выручки в качестве милостыни.

(«Аль-Фатава аль-Хиндия»)

 

Полосу подготовил Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62