04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.06.2023 (по Шафии)

1.Как быть с прибавкой к проданному товару в случае его возврата по причине обнаружения недостатка?

При возврате товара после расторжения сделки купли-продажи, если в возвращаемом товаре к этому моменту выявится неотделимая от него прибавка, например животное на момент возврата прибавило в весе или деревья существенно выросли, то её возвращают продавцу вместе с товаром.

Если же прибавка будет такого характера, что она идёт отдельно от проданного товара, например детёныш животного или плоды, собранные с дерева, то такая прибавка остаётся покупателю с условием, что в момент заключения сделки животное не ждало детёныша, а на дереве не было сформировавшихся плодов.

Если животное ждало потомство, а плоды уже сформировались, то в таком случае они должны быть возвращены продавцу вместе с товаром.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

2.Считается ли приветствие (салам) каждого ответом для другого, если двое при встрече одновременно поприветствовали друг друга?

Всевышний в Коране говорит (смысл комментария): «Когда вас приветствуют, отвечайте лучшим приветствием или таким же. Поистине, Аллаh ﷻ потребует отчёт обо всём» (сура «Ан-Ниса», аят 86).

Известно, что приветствовать верующего первым является желательным (сунна), а отвечать на его салам – обязательным (фарз).

А если двое, встретившись, поприветствовали друг друга одновременно, то каждый из них обязан ответить на приветствие другого – их приветствия для ответа недостаточно.

Если же один из них опередил другого, то салам второго будет считаться ответом, и он не обязан повторно отвечать, кроме того случая, когда тот, кто поприветствовал раньше, имел намерение приветствовать первым и только. В таком случае он обязан ответить заново, и его первого салама недостаточно в качестве ответа.

(«Мугни аль-Мухтадж», «Тухфа аль-Мухтадж»)

3.Есть ли желательный намаз, который совершается между вечерним и ночным намазами с намерением сохранить веру?

Относительно намаза в два ракаата, который совершают люди, усердствующие в поклонении, после вечернего намаза для сохранения веры, имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Фатава аль-Фикхия аль-Кубра» пишет следующее: «Что касается двух ракаатов (которые совершаются после вечернего намаза до ночного), то они желательны… и называются “салят уль-гафла” или “салят уль-аввабин”».

Самая совершенная форма этого намаза составляет двадцать ракаатов. Мнение, что эти два ракаата совершаются именно для сохранения веры, – безосновательно. Мы не встречали, чтобы кто-то упоминал это, и нет никаких доказательств, будь это предание (накл) или сравнение (кияс). Таким образом, если совершить этот намаз с таким намерением, он будет недействителен.

Что же касается слов аль-Хабиши аль-Ямани, что эти два ракаата совершаются с целью умереть в вере (имане) и в них есть особая мольба, то он единственный, кто сказал об этом, и это не является доводом в подобных вопросах. Более того, в своём мнении он не опирается даже на малодостоверный хадис, не говоря уже о достоверном, или же на какое-либо предание (от сподвижников).

4.Как совершать заупокойную молитву, если не успел вступить в намаз за имамом?

Человек, который не успел вместе с имамом вступить в джаназа-намаз после вступительного такбира («Аллаhу Акбар!»), должен приступить к чтению суры «Аль-Фатиха» независимо от того, в каком такбире находится имам.

Если после вступления в намаз молящийся не успеет прочитать суру «Аль-Фатиха», а имам перейдёт в следующий такбир, то ему необходимо последовать за имамом, а необходимость дочитать «Аль-Фатиху» снимается с него. Те такбиры, которые опоздавший (масбук) не совершил с имамом, он должен восполнить после завершения намаза того.

Например, масбук вступил в джаназа-намаз за имамом после его третьего такбира. После салама имама ему необходимо совершить ещё три такбира, читая установленные молитвы между ними.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

5.Дозволено ли совершать сокращённые намазы коллективно, если имам совершает их полностью, то есть несокращённо?

Путник имеет право совершать коллективные четырёхракаатные намазы сокращённо только вслед за имамом, который является путником и совершает эти намазы сокращённо. То есть путник, желающий совершить намаз сокращённо, не имеет права совершить его коллективно с имамом, который совершает намаз полностью. А если путник всё-таки последует за таким имамом, то он будет обязан совершить за ним все ракааты полноценно.

Это касается случая, когда путник знает или имеет обоснованное предположение о том, что имам совершает намазы полностью, то есть несокращённо. В этой ситуации путнику однозначно нельзя сокращать намазы за имамом.

Что же касается случая, когда путник вступает в коллективный намаз за имамом, который, по его предположению, является путником, и сделает намерение совершить намаз сокращённо, а после выяснится, что имам не сокращает намаз, а совершает все ракааты, то путник обязан совершить намаз полностью.

Такое же решение распространяется и на тот случай, когда путник вступит в коллективный намаз с намерением совершить его сокращённо за имамом, не зная, сомневаясь, является ли он путником. В данном случае путник обязан совершить намаз полностью, даже если выяснится, что имам был путником и совершал намаз сокращённо. Объясняется это тем, что он вступил в намаз с неопределённостью, сомнениями.

А если путник знает, что имам тоже является путником, но у него есть сомнения относительно намерения имама (не знает, в какой форме имам намеревается совершить намаз – сокращённо или полностью), то путник имеет право совершить молитву с намерением сокращённо, если имам совершит его сокращённо.

Путник в этой ситуации также имеет право совершить намаз сокращённо, если сделает следующее намерение: «Если имам совершает намаз сокращённо – и я намереваюсь совершить сокращённо, а если имам совершает полностью – и я намереваюсь совершить полностью».

(«Мугни аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).