04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.06.2023 (по Ханафи)

1.Дозволено ли есть колбасу, на этикетке которой написано «халяль»? Можно ли сегодня верить производителям?

Производитель, ставящий на своих продуктах знак «халяль» («дозволено»), берёт на себя ответственность перед Всевышним в том, что были соблюдены все требования религии как при забое животного, так и при изготовлении продукции. Поэтому такую продукцию можно употреблять в пищу. Но если достоверно известно, что в работе этого производителя есть нарушения, из-за которых продукт не может считаться дозволенным, то есть его нельзя, даже если имеется маркировка «халяль». Нужно быть осторожными в вопросах, связанных с употреблением тех продуктов, дозволенность которых вызывает сомнения.

2.Как быть, если, забыв совершить в намазе ваджиб (необходимое действие), забыл выполнить и саджда сахви (земной поклон, который выполняют, если в намазе были допущены ошибки), а затем встал и ушёл или заговорил?

Если молящийся забыл сделать саджда сахви и после «салама» заговорил или же вышел из мечети, то совершать его он уже не обязан. Если же после «салама» он отвернулся от киблы, но не заговорил, то он может совершить саджда сахви. Однако если он помнил, что должен сделать земной поклон, но не сделал и отвернулся от киблы, то делать его уже нет необходимости. Такой намаз будет лучше совершить заново.

(«Дурар уль-Мухтар»)

3.Какие обязательные (фарз) и необходимые (ваджиб) действия должен выполнить паломник во время хаджа?

Без выполнения обязательных действий хадж не будет действительным, их также называют столпами (рукнами) поклонения.

Столпами хаджа являются два действия:

1. Стояние в долине Арафа. Паломник должен хотя бы на секунду оказаться на её территории до наступления рассвета 10-го числа месяца Зуль-хиджа.

2. Таваф ифада (обход Каабы). Паломник должен выполнить большую часть тавафа. Его начинают совершать в 10-й день месяца Зуль-хиджа и до тех пор, пока являются паломниками.

Необходимые составляющие хаджа:

1. Паломник должен вступить в обряды хаджа (ихрам) в микате (определённые места, откуда необходимо вступать в обряды паломничества).

2. Паломник должен совершить таваф полностью, не только его большую часть.

3. Хождение между холмами Сафа и Марва.

4. Стояние в долине Арафа до захода солнца.

5. Пребывание в долине Муздалифа в ночь с 9-го на 10-е число месяца Зуль-хиджа.

6. Бросание камней в последний столб, который называется Джамрат уль-Акаба, в 10-й день месяца Зуль-хиджа.

7. Постричь волосы.

Для того чтобы паломничество было полноценным, необходимо соблюсти и другие деяния и запреты хаджа.

(«Бахру Рахик»)

4.Если месячные начались во время поста, можно ли поесть? Или, наоборот, что делать, если месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли её пост действительным?

Если месячные у женщины начались во время поста, то ей можно начать есть, но нужно стараться делать это так, чтобы не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить по окончании месяца Рамадан (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара).

Считается нежелательным (макрух) есть на виду у постящихся, даже тем людям, кто не постится по каким-то уважительным причинам (болезни, беременные женщины, женщины во время менструации, путники).

Если у женщины, напротив, закончились месячные в дневное время месяца Рамадан, то ей следует воздержаться от всего, что нарушает пост, проявляя уважение к этому месяцу. Этот день в последующем также нужно будет восполнить соблюдением поста.

(«Марак иль-Фалях»)

5.Действителен ли джаназа-намаз, совершённый перед телом, лежащим на носилках, а не на земле?

Да, такой намаз действителен. Условием является, чтобы покойный не находился, например, на животном или на руках людей. В джаназа-намазе статус покойного подобен статусу имама, поэтому должны соблюдаться условия следования за имамом. И как недействителен намаз того, кто, стоя на земле, следует за имамом, сидящим верхом, так же и в этом случае. А что касается покойного, находящегося на носилках, то намаз над ним действителен.

(«Хашияту Тахтави»)

6.Считается ли брак (никях) действительным, если присутствовали лишь жених, невеста и человек, заключающий его? Свидетелей не было. Невеста на тот момент совершала намазы, а жених – нет. Никях заключали в доме у невесты, и свадебный махр жених тоже до сих пор не дал, – если все эти обстоятельства играют роль.

В данном случае необходимо выяснить все нюансы, поэтому советуем обоим (жениху и невесте) как можно скорее обратиться в мечеть к имаму. То, что не было как минимум двух свидетелей, говорит о нарушении условий заключения никяха. Посланник Аллаhа r говорил: «Нет никяха (бракосочетание недействительно) без опекуна и двух благочестивых свидетелей» (Ибну Хиббан, аль-Байхаки).

(«Ихтияр»)

7.Иногда после мочеиспускания у меня выходит мутноватая вязкая жидкость. Обязательно ли после этого ритуальное купание?

Учёные единогласны в том, что «вадью» (жидкость беловато-мутного цвета, выходящая до или после мочеиспускания) и «мазью» (прозрачная жидкость, выходящая после возбуждения) не нарушают ритуальное купание (гусль), то есть купаться необязательно в обоих случаях. Однако обе эти жидкости нарушают малое омовение и являются нечистотой (наджасой), то есть обязательно нужно промыть место, куда они попали.

(«Марак иль-Фалях»)

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов. телефон +7 967 939 65 62

Ответы даны согласно богословско-правовой школе имама Абу Ханифы