29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Белгородская область

На территории нынешней Белгородской области и в соседних с ней областях выявлены типовые памятники салтово-маяцкой археологической культуры, со степным (булгары) и лесостепным (аланы) вариантами которой связано древнейшее автохтонное мусульманское население России. Так, в 100 км от границ Белгородской области выявлены комплексы мусульманских захоронений и Сидоровское городище, на котором в IX–X вв. проживало мусульманское население, связанное с вышеуказанной археологической культурой. Это население являлось основным в данном регионе носителем культуры и государственности Хазарского каганата, войска которого были разгромлены в середине Х в. князем Святославом.

Второй важной вехой в мусульманской истории Белгородчины является период Золотой Орды и постордынских государств. С 1312 г. государственной религией Золотой Орды становится Ислам, что усилило процессы исламизации её жителей, в т. ч. носителей постсалтовской культуры. XIV столетие всеми археологами отмечается как время расцвета русско-ордынского пограничья, где повсеместно отмечается рост городов и сёл, бурный подъём экономической деятельности и рост народонаселения. Указанный период расцвета прерывается лишь с усугублением внутриполитического кризиса в Золотой Орде, отягощённого агрессией Тимура (Тамерлана). Территория Белгородской и Воронежской областей стали ареной борьбы между противоборствующими партиями.

Проявлением этого стала битва на Ворскле между Тохтамышем, поддержанным великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Кутлуг-Тимуром и Идегеем – с другой; и строительство крепости в устье Тихой Сосны Шейх-Ахметом в противовес военной угрозе со стороны Менгли-Гирея. В ходе противостояния постордынских государств на территории Центрального Черноземья из них периодически выходили волны мигрантов, уходившие на службу к соседним сюзеренам – великим князьям московским и литовским, в свою очередь, находившимся в различных формах зависимости от разных ветвей Чингизидов. В результате образовались вассальные владения со смешанным населением – тьмы, где поддерживались татарские порядки и законы.

 Одним из таких образований стала вассальная от великого княжества Литовского Яголдаева тьма, располагавшаяся на территории современной Белгородской области. После начала строительства в 1630 г. Белгородской черты, ставшей границей между Московским царством и Крымским ханством, и в 1593 г. – города Белгорода, ставшего её административным центром, южнее Белгородской черты продолжали кочевать ногайцы, что подтверждается археологическими данными.

 Данных мусульманского присутствия в Белгородчине в имперский период (XVII–XIX вв.) пока не обнаружено; вероятно, единственной причиной этого является недостаточность проведённых исследований. Так, известно имя проживавшего в конце 1870-х гг. в г. Валуйки Мусы Тугана Андрыкаева, но откуда он появился в этом уездном городе – не выяснено.

 Он участвовал в Венгерском походе (1849 г.), Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., в 1876 г. служил в 4-м гусарском Мариупольском полку, с 1878 г. являлся полковником, командиром запасного эскадрона 6-го гусарского Клястицкого полка. В те годы имел награды: ордена св. Владимира 4 ст. с бантом, св. Анны 2 и 3 ст., св. Станислава 2 и 3 ст., золотую саблю с надписью «За храбрость» и др.

 По переписи 1897 г., в Курской губернии, куда в то время входила территория и современной Белгородской области, насчитывался 441 мусульманин, что составляло 0,2 % населения, из них 413 мужчин и 28 женщин. Подобное соотношение полов, типичное для западных губерний России (за исключением областей проживания литовских татар), возможно, например, при преобладании военных. В советский период произошёл значительный рост мусульманского населения Белгородской области – частично бежавшего от репрессий и коллективизации, частично приехавшего работать на многочисленных предприятиях области.

 В значительной степени увеличению мусульманского населения области способствовала система распределения молодых специалистов после окончания вузов, распространённая в СССР. Немало мусульман приезжало учиться в вузах центральной части страны, особенно из трудоизбыточных регионов (Азербайджан, Дагестан, республики Средней Азии). В период Великой Отечественной войны мусульмане наравне с представителями других конфессий страны воевали с фашистскими оккупантами. Одним из наиболее значительных событий войны явилась битва на Курской дуге, где в наши дни был поставлен памятник советским воинам-мусульманам.

 С конца 1980-х гг., после либерализации общественной жизни в СССР/России, в жизнедеятельности мусульманской общины Белгородской области начался совершенно новый этап. Наряду со многими изменениями в стране произошёл и рост числа мусульман в самых крупных этнических общинах – как за счёт естественного, так и миграционного прироста. Это увеличение произошло на фоне общего роста народонаселения области. Среди мигрантов, которые  переселяются в экономически развивающийся регион, присутствует немало мусульман. Представители всех мусульманских народов активно участвуют в жизни региона, заняты в производстве, сельском хозяйстве, строительстве, сфере обслуживания. Современному состоянию мусульман Белгородской области мы посвятим в следующих номерах отдельные статьи.

ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИН