Белгородская область

На территории нынешней Белгородской области и в соседних с ней областях выявлены типовые памятники салтово-маяцкой археологической культуры, со степным (булгары) и лесостепным (аланы) вариантами которой связано древнейшее автохтонное мусульманское население России. Так, в 100 км от границ Белгородской области выявлены комплексы мусульманских захоронений и Сидоровское городище, на котором в IX–X вв. проживало мусульманское население, связанное с вышеуказанной археологической культурой. Это население являлось основным в данном регионе носителем культуры и государственности Хазарского каганата, войска которого были разгромлены в середине Х в. князем Святославом.

статья опубликована в номере: 19 (536) / от 01 октября 2017 (Мухаррам 1439)
797

Второй важной вехой в мусульманской истории Белгородчины является период Золотой Орды и постордынских государств. С 1312 г. государственной религией Золотой Орды становится Ислам, что усилило процессы исламизации её жителей, в т. ч. носителей постсалтовской культуры. XIV столетие всеми археологами отмечается как время расцвета русско-ордынского пограничья, где повсеместно отмечается рост городов и сёл, бурный подъём экономической деятельности и рост народонаселения. Указанный период расцвета прерывается лишь с усугублением внутриполитического кризиса в Золотой Орде, отягощённого агрессией Тимура (Тамерлана). Территория Белгородской и Воронежской областей стали ареной борьбы между противоборствующими партиями.

Проявлением этого стала битва на Ворскле между Тохтамышем, поддержанным великим княжеством Литовским, с одной стороны, и Кутлуг-Тимуром и Идегеем – с другой; и строительство крепости в устье Тихой Сосны Шейх-Ахметом в противовес военной угрозе со стороны Менгли-Гирея. В ходе противостояния постордынских государств на территории Центрального Черноземья из них периодически выходили волны мигрантов, уходившие на службу к соседним сюзеренам – великим князьям московским и литовским, в свою очередь, находившимся в различных формах зависимости от разных ветвей Чингизидов. В результате образовались вассальные владения со смешанным населением – тьмы, где поддерживались татарские порядки и законы.

 Одним из таких образований стала вассальная от великого княжества Литовского Яголдаева тьма, располагавшаяся на территории современной Белгородской области. После начала строительства в 1630 г. Белгородской черты, ставшей границей между Московским царством и Крымским ханством, и в 1593 г. – города Белгорода, ставшего её административным центром, южнее Белгородской черты продолжали кочевать ногайцы, что подтверждается археологическими данными.

 Данных мусульманского присутствия в Белгородчине в имперский период (XVII–XIX вв.) пока не обнаружено; вероятно, единственной причиной этого является недостаточность проведённых исследований. Так, известно имя проживавшего в конце 1870-х гг. в г. Валуйки Мусы Тугана Андрыкаева, но откуда он появился в этом уездном городе – не выяснено.

 Он участвовал в Венгерском походе (1849 г.), Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., в 1876 г. служил в 4-м гусарском Мариупольском полку, с 1878 г. являлся полковником, командиром запасного эскадрона 6-го гусарского Клястицкого полка. В те годы имел награды: ордена св. Владимира 4 ст. с бантом, св. Анны 2 и 3 ст., св. Станислава 2 и 3 ст., золотую саблю с надписью «За храбрость» и др.

 По переписи 1897 г., в Курской губернии, куда в то время входила территория и современной Белгородской области, насчитывался 441 мусульманин, что составляло 0,2 % населения, из них 413 мужчин и 28 женщин. Подобное соотношение полов, типичное для западных губерний России (за исключением областей проживания литовских татар), возможно, например, при преобладании военных. В советский период произошёл значительный рост мусульманского населения Белгородской области – частично бежавшего от репрессий и коллективизации, частично приехавшего работать на многочисленных предприятиях области.

 В значительной степени увеличению мусульманского населения области способствовала система распределения молодых специалистов после окончания вузов, распространённая в СССР. Немало мусульман приезжало учиться в вузах центральной части страны, особенно из трудоизбыточных регионов (Азербайджан, Дагестан, республики Средней Азии). В период Великой Отечественной войны мусульмане наравне с представителями других конфессий страны воевали с фашистскими оккупантами. Одним из наиболее значительных событий войны явилась битва на Курской дуге, где в наши дни был поставлен памятник советским воинам-мусульманам.

 С конца 1980-х гг., после либерализации общественной жизни в СССР/России, в жизнедеятельности мусульманской общины Белгородской области начался совершенно новый этап. Наряду со многими изменениями в стране произошёл и рост числа мусульман в самых крупных этнических общинах – как за счёт естественного, так и миграционного прироста. Это увеличение произошло на фоне общего роста народонаселения области. Среди мигрантов, которые  переселяются в экономически развивающийся регион, присутствует немало мусульман. Представители всех мусульманских народов активно участвуют в жизни региона, заняты в производстве, сельском хозяйстве, строительстве, сфере обслуживания. Современному состоянию мусульман Белгородской области мы посвятим в следующих номерах отдельные статьи.

ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИН
 

Также в рубрике

Алтайский край – многоцветье культур

Земля Алтая – необычайно красивый край, который вобрал в себя уникальную и самобытную историю и культуру,

Северная земля – Мурманская область

Особо искушённые путешественники говорят: чем дальше, тем интереснее. Вот и мы решили открыть нашим

Мавлид ан-Наби

8–9 ноября по всей России мусульмане отмечали день рождения человека, который всю свою жизнь изрекал такие

Неразгаданные тайны Бурятии

Одним из немногих регионов, куда ещё «не дошло наше перо», оказалась Республика Бурятия, и мы решили