«Месяц малого паломничества Пророка »
Всевышний Господь в Коране сказал (смысл комментария): «Хадж совершается в известные месяцы (Шавваль, ЗульКаада и первые десять дней месяца Зуль-Хиджа)» (сура «Аль-Бакара», аят 197).
О запретных месяцах в Коране говорится (смысл комментария): «Поистине, число месяцев у Аллаhа ﷻ (в году) – двенадцать, и это было записано в Книге Аллаhа ﷻ (в Хранимой скрижали) в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре (месяца) из них – запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб)…» (сура «Ат-Тавба», аят 36).
Сейчас многие верующие готовятся к исполнению пятого столпа Ислама – хаджа (паломничества в Мекку). Об обязанности его совершения в Откровении Господа говорится ясным текстом (смысл комментария): «…И [возложена] на людей обязанность совершить хадж к Дому [Каабе], если они в состоянии проделать этот путь» (сура «Али-Имран», аят 97). Слова «…в состоянии проделать этот путь» подразумевают наличие материальных средств, здоровья, а также безопасность пути.
Пророк ﷺ в течение своей жизни совершил единственный хадж – когда находился в Лучезарной Медине. Это произошло в 10-м году хиджры (исламское летоисчисление), он был назван «прощальным хаджем» («хаджат аль-вада»).
Что касается умры (малого хаджа), то большинство свидетельств гласят, что Посланник Аллаhа ﷺ совершил её четыре раза:
1. «Худайбийская умра». В неё он отправился в 6-м году по хиджре, когда многобожники Мекки не позволили совершить паломничество, и тогда Пророку ﷺ вместе со сподвижниками пришлось вернуться, совершив обряд жертвоприношения (тахаллуль).
2. «Восполняющая умра» – совершил в 7-м году, в качестве возмещения прошлогодней умры.
3. «Умра из Джираны». Эту умру Пророк ﷺ со своими сподвижниками совершил, вступая в неё из местности под названием Джирана (между Таифом и Меккой). Это произошло в 8-м году по хиджре.
4. «Умра, сочетаемая с хаджем». Посланник Аллаhа ﷺ совершил её во время своего прощального хаджа, в 10-м году.
Первые три умры состоялись именно в месяце Зуль-Каада, за что и прозвали его «месяцем умры Пророка ﷺ».
Что касается последней умры, для её совершения Пророк ﷺ вышел из Медины также в месяц Зуль-Каада, однако вступил непосредственно в её обряды в месяце Зуль-Хиджа.
Исходя из этого, группа праведных предшественников (ас-салаф), в числе которых были Ибну Умар رضي الله عنه, мать правоверных Аиша رضي الله عنها, считали совершение умры в месяц Зуль-Каада более превосходным, чем даже умра в месяц Рамадан, следуя в этом за Пророком ﷺ.
Есть также предание, что одним из достоинств Зуль-Каада является то, что этот месяц и есть те тридцать дней, о которых Всевышний поведал в Коране (смысл комментария): «И Мы установили для Мусы (Моисея) u тридцать ночей (суток, которые он проводил в поклонении, после чего Мы обещали разговаривать с ним и даровать ему Таврат (Тору) и добавили к ним ещё десять» (сура «Аль-Араф», аят 142). Десять дней – это следующие за этим месяцем первые десять дней месяца Зуль-Хиджа.
Да одарит Всевышний Господь всех нас благодатью этих месяцев хаджа и даст возможность совершить паломничество к Его благословенному Дому (Каабе). Амин!
Адиль Ибрагимов