в первую очередь это касалось переселенцев из Мекки. Для этого Пророк ﷺ принял решение о побратании мухаджиров и ансаров, ставшем одним из самых прекрасных дел, какие только знала история.
По инициативе Посланника Господа ﷺ мухаджиры и ансары побратались в доме Анаса бин Малика رضي الله عنه. Их было 90 человек, половина из них были мухаджиры, другая – ансары. Он привёл их к побратанию, которое должно было послужить мухаджирам, лишившимся своего имущества, утешением, так как в случае смерти одного из названых братьев другой наследовал его имущество наряду с кровными родственниками.
Такое положение сохранялось вплоть до Битвы при Бадре, пока Всемогущий Аллаh не ниспослал аят, в котором было сказано (смысл комментария): «А кто уверовал позже, но так же переселился и сражался вместе с вами, – они из вас (о мухаджиры и ансары), но кровные родственники ближе друг к другу (в наследовании)…» (сура «Аль-Анфаль», аят 75). После этого наследование имущества побратимами было отменено, а узы братства остались.
Как отмечает имам аль-Газали, значение этого побратания состояло в том, что благодаря ему исчезал дух племенной непримиримости, свойственный эпохе невежества (джахилийи). Люди становились приверженными только нормам своей религии, стирались различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения, и каждый мог выделиться среди других только своим мужеством или благочестием. Пророк ﷺ придал акту этого побратания характер действенного соглашения, и заключено оно было не только на словах. Это побратание стало делом, имевшим отношение к жизни и имуществу людей. Люди, которых связывали узы этого братства, отдавали своим братьям предпочтение перед самими собой, сочувствовали им и относились к ним как к братьям, подавая прекрасные примеры человеческих взаимоотношений новому обществу.
Сообщается, что, когда мухаджиры приехали в Медину, Пророк ﷺ побратал Абд ар-Рахмана бин Авфа رضي الله عنه с Саадом бин ар-Рабиа رضي الله عنه, и Саад رضي الله عنه сказал Абд ар-Рахману رضي الله عنه: «Поистине, я самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что имею. И посмотри, какая из двух моих жён понравится тебе, и я уступлю её тебе, а когда закончится её срок (идда – период, в течение которого после развода женщине нельзя вступать в новый брак), ты женишься на ней». Абд ар-Рахман бин Авф رضي الله عنه сказал: «В этом нет необходимости», – и спросил: «Есть ли здесь рынок, где люди занимаются торговлей?» Саад رضي الله عنه ответил: «Есть рынок Кайнука». И Абд ар-Рахман رضي الله عنه понёс туда творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно. Торговля его была настолько успешной и прибыльной, что однажды, когда он явился к Посланнику Аллаhа ﷺ, на его одежде были жёлтые следы от благовоний. Пророк ﷺ спросил его: «Ты женился?» Он сказал: «Да». Пророк ﷺ поинтересовался: «На ком?» Абд ар-Рахман رضي الله عنه ответил: «На одной женщине из ансаров». Пророк ﷺ спросил: «И сколько же ты отдал (махр – имущество или деньги, выделяемые мужем жене при заключении брака)?» Он сказал: «Золото, равное по весу косточке (финика)» (аль-Бухари).
Однажды ансары попросили Пророка ﷺ: «Раздели пальмы между нами и нашими братьями (мухаджирами)». Он отказал им, сказав: «Нет». Тогда они предложили (мухаджирам): «Ухаживайте за нашими пальмами, а мы будем делиться с вами урожаем фиников». Мухаджиры согласились».
Всё вышесказанное указывает на то, какой радушный приём оказали ансары своим братьям мухаджирам رضي الله عنه, сколь высока была их готовность к самопожертвованию ради них. И какой искренностью и дружелюбием отличались мухаджиры, которые должным образом оценили эту щедрость, но пользовались ею в меру и только для того, чтобы хоть как-то поддерживать своё существование.
Это уникальное побратание, явившееся результатом правильной и мудрой политики, позволило найти прекрасное решение для многих проблем мусульман, о которых мы уже упоминали.
Договор о побратании не только сделал верующих побратимами, но и заключил ещё одно соглашение, которое позволило людям преодолеть все племенные распри и не оставило места для поддержания существования традиций времён невежества (джахилийи).
Договор начинался следующими словами: «Это грамота от Мухаммада ﷺ, Пророка Всевышнего, об отношениях между верующими из племени Курайш и мусульманами города Ясриб, а также теми, кто последовал за ними.
1. Они составляют собой единую общину, отдельную от других людей.
2. Мухаджиры из числа курайшитов являются единым целым и станут выплачивать друг другу виры (компенсация за убийство, ранение или нанесение увечья) и выкупать своих пленных согласно обычаям и справедливости между правоверными. Каждое племя из числа ансаров будет выплачивать виры, как это было прежде, и каждая группа из них будет выкупать своих пленных согласно обычаям и справедливости между правоверными.
3. Верующие не будут бросать в беде никого из их числа, выплачивая выкуп или виру согласно обычаю.
4. Верующие будут выступать против тех из них, кто станет сеять меж ними раздоры, или совершать несправедливости и грехи, или разжигать вражду, или распространять нечестие среди верующих.
5. Они объединят свои силы против такого человека, даже если он будет сыном кого-нибудь из них.
6. Верующий не станет убивать верующего из-за неверного.
7. Верующий не будет оказывать поддержку неверному против верующего.
8. Защита Аллаhа ﷻ – едина, и Он берёт под Свою защиту всех вплоть до самого незаметного из них.
9. Тем иудеям, которые последуют за ними, будет оказываться помощь и предоставляться равные права; никто не станет ни притеснять их, ни оказывать помощь другим против них.
10. Заключение мира для верующих является единым. Верующий не станет объявлять перемирие без ведома другого верующего во время сражений на пути Господа, кроме как на условиях справедливости и равенства между всеми.
11. Верующие будут оказывать друг другу помощь и поддержку.
12. Многобожник не может брать под защиту ни имущество, ни жизнь курайшита, и он не должен становиться между верующим и курайшитом.
13. Того, кто убьёт верующего безвинно, следует убить, если только родственники убитого не согласятся на что-либо иное (к примеру, согласие родственников на получение выкупа за убитого).
14. Верующему не дозволяется ни оказывать помощь преступнику, ни укрывать его. На того, кто окажет ему помощь или предоставит приют, в День Суда падёт проклятие Аллаhа ﷻ и Его гнев и не будет принято от него ни обязательное, ни дополнительное (молитвы, посты и прочие виды поклонения).
15. В чём бы ни разошлись вы, с этим вам следует обращаться ко Всемогущему (решению Корана) и к Мухаммаду ﷺ (хадисам Пророка ﷺ).
Адиль Ибрагимов