23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.05.2023 (по Шафии)

1.Какой штраф в качестве выкупа за убийство (дият) полагается выплатить родственникам случайно убитой женщины?

За случайное убийство мужчины близкие родственники виновного облагаются штрафом в размере ста верблюдов, который надо выплатить в течение трёх лет. А если убита женщина, то на них, по единогласному мнению учёных, возлагается штраф в 50 верблюдов разных категорий: 10 годовалых верблюдиц, 10 двухгодовалых верблюдиц, 10 двухгодовалых верблюдов, по десять из трёх- и четырёхгодовалых верблюдиц.

Если в той местности, где совершено убийство, нет верблюдов, или они стоят дороже рыночной стоимости, или находятся на таком расстоянии, что транспортировка их крайне проблематична и требует больших расходов, то выплачивается стоимость этих верблюдов.

(«Аль-мугни ли Ибн Кудама», «Фатх аль-Муин»)

2.Дозволено ли заключать сделку купли-продажи в рассрочку с условием, что право собственности на товар перейдёт к покупателю только после полной выплаты его стоимости?


Такое условие, если оно имеет место в самой сделке купли-продажи или после сделки до расставания с места её заключения, не дозволено, так как противоречит основной цели сделки, которая заключается в переходе права собственности к покупателю сразу после завершения сделки. Более того, каждая сделка, в которой будет оговорено условие, противоречащее основной её цели, считается недействительной.

Соответственно, упомянутое в вопросе условие делает сделку купли-продажи несостоятельной (недействительной), как будто купли-продажи и не было вообще. То есть хозяином товара остаётся тот, кто выступал в качестве продавца, а хозяином денег остаётся тот, кто выступал в качестве покупателя.

Примечание:

Если продавец такого товара, как автомобиль или дом, поставит условие, что не будет переоформлять его на покупателя, пока тот полностью не выплатит его стоимость, то это условие не приводит сделку купли-продажи к недействительности, то есть после завершения сделки покупатель станет хозяином товара.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Фикх аль-буюи аля ль-мазахиб иль-арбаа»)

3.Является ли желательным (сунной) торговаться при купле-продаже?

Торг при покупке товара, как это делал Ибн Умар t, одобряется. Он был очень щедр в милостыне, а покупая что-либо, усердно торговался, и когда его спросили об этом, он ответил: «Это проявление моей разумности» (он имел в виду нежелание оказаться обманутым). Но при этом желательно не досаждать продавцу, настаивая на скидке, особенно если товар имеет отношение к поклонению (жертвоприношение и т. п.). Также продавцу желательно проявлять великодушие и делать скидку, даже если об этом не просят.

В достоверном хадисе сказано: «Да смилуется Аллаh ﷻ над человеком, который проявляет великодушие, когда продаёт, когда покупает и когда просит вернуть долг» (аль-Бухари).

Комментируя этот хадис, Ибн Хаджар аль-Аскаляни пишет: «Этими словами Посланник Аллаhа ﷺ призывает к щедрости и великодушию в торговле, проявлению хорошего нрава во время купли-продажи, предостерегая от споров, упорного требования сделать скидку, тем самым вызывая досаду у продавца».

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Муж произнёс косвенные слова развода, о котором его попросила жена. Произошёл ли развод?

Дополнительные обстоятельства, указывающие на развод, не переводят косвенные слова развода в прямые.

Такие слова, как «ты мне не жена», являются косвенными словами развода, а для того чтобы произошёл развод, необходимо намерение.

Тот факт, что жена попросила мужа дать развод, не делает косвенные слова развода прямыми, не нуждающимися в намерении.

Однако, каждый отдельный случай требует индивидуального рассмотрения, поэтому советуем обратиться к имаму той местности, где вы проживаете.

(«Фатх аль-Муин»)

5.Выплачивается ли закят с имущества несовершеннолетнего и недееспособного?

С имущества несовершеннолетнего и недееспособного также выплачивается закят, в том числе закят уль-фитр и закят с урожая, выращенного на участке, принадлежащем им. Выплачивать закят с их имущества должен опекун.

Если закят с их имущества не был выплачен своевременно, то они по достижении совершеннолетия и выздоровления сами обязаны возмещать его в размере, соответствующем пропущенному промежутку времени.

(«Мугни аль-Мухтадж», «Равдат ат-Талибин»)

6.Будет ли ошибкой говорить, что Ислам – самая молодая религия из современных вероисповеданий?

Религия (ад-дин) в исламском понимании – это комплекс божественных предписаний, регулирующих веру человека, её практические и нравственные аспекты, соблюдая которые человек обретает вечное счастье.


Религия Ислам в широком смысле – это признание Единственности Господа – Аллаhа ﷻ и повиновение Ему. В этом значении Ислам был религией всех пророков, начиная от первого пророка – Адама u и заканчивая последним – Пророком Мухаммадом ﷺ. В Коране сказано (смысл комментария): «Поистине, верой (религией), которой Он доволен и с которой Он посылал Своих посланников, перед Аллаhом ﷻ является Ислам (полная покорность Господу)».

На протяжении всего своего существования религия в таком понимании имела разные канонические нормы, касающиеся практических деяний человека, которые менялись относительно каждого посланника Господа.

Исходя из этого, можно сказать, что каноны религии менялись и возобновлялись, более того, некоторые канонические решения предыдущих посланников отменялись канонами последующих, а некоторые из них утверждались и узаконивались для последующих посланников, и так продолжалось до появления последнего посланника – Мухаммада ﷺ.

Религиозные предписания при нём отменили решения предыдущих посланников, а некоторые из них были утверждены его посланнической миссией. И в этой связи можно сказать, что религия – одна, а каноны (религиозные положения) – разные.

Если под Исламом мы имеем в виду его широкое значение – веру в Единого Бога и покорность его предписаниям, то Ислам в этом понятии неизменен, и невозможно говорить, что это молодая или новая религия, поскольку в таком смысле религия Аллаhа ﷻ – одна и неизменна.

Если мы под религией Ислам имеем в виду более конкретное значение, а именно практические нормы, ниспосланные Пророку Мухаммаду ﷺ, то они – новые. Ислам можно назвать молодой религией, используя слово «ад-дин», в перспективе практических решений, поскольку с ниспосланием нового посланника предыдущие нормы отменялись и утверждались новые, сохраняя только часть предыдущих. В этом смысле Ислам является замыкающим звеном в череде предыдущих ниспосланных Единым Господом религий и утверждающим их божественную концепцию.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Тафсир аль-Багави»)