Политика Пророка в отношении жителей Медины
К третьей группе относились иудеи, предки которых, как уже отмечалось ранее, переселялись в Хиджаз в периоды преследований со стороны ассирийцев и римлян. Они были евреями, но после переселения в Хиджаз переняли у арабов манеру одеваться, язык и образ жизни. Арабскими стали даже названия их племён и имена людей, а между ними и арабами заключались смешанные браки, тем не менее они сохраняли свою национальную обособленность и не ассимилировались с арабами окончательно.
Иудеи не горели желанием распространять свою религию, а наиболее заметными признаками их религиозного влияния являлись вера в хорошие предзнаменования, колдовство, заклинания и тому подобные вещи, дававшие им основание считать себя учёными людьми и духовными лидерами. Иудеи преуспевали во всём том, что касалось разных способов добывания денег. В их руках была сосредоточена торговля зерном, финиками, вином и одеждой, и при этом одежду, зерно и вино они ввозили в Медину, а финики вывозили. Кроме того, они занимались и другими делами, и за всё то, что они делали, арабам приходилось переплачивать. Однако они не ограничивались этим – занимались ещё и ростовщичеством. Иудеи ссужали предводителям арабов деньги, которые те безо всякой пользы расходовали на поэтов, чтобы они писали хвалебные оды в их честь и тем самым прославляли их. За это иудеи получали в залог земли, посевы и финиковые рощи этих предводителей, и всё это спустя какое-то время становилось их собственностью.
Три иудейских племени Медины и их влияние на арабов
В Ясрибе (Медине) обитало три известных иудейских племени: Бану Кайнука, поддерживавшее союзнические отношения с хазраджитами (племя арабов, жившее в Медине), Бану ан-Назир и Бану Курайза. Два последних племени являлись союзниками авситов (тоже племя арабов Медины), а дома их находились в предместьях города. Эти три племени издавна и разжигали военные конфликты между племенами Авс и Хазрадж и участвовали в Битве при Буасе, каждое на стороне своих союзников.
Посланник Аллаhа ﷺ стал распространять своё послание и взял на себя обязанности руководителя в Медине, относясь к людям либо с состраданием и милосердием, либо проявляя к ним строгость, в зависимости от того, чего они заслуживали. Однако милосердие Пророка ﷺ, несомненно, преобладало над его суровостью. Это продолжалось в течение нескольких лет, пока главенство не стало принадлежать уверовавшим.
Создание нового общества
Мы уже говорили о том, что Посланник Господа ﷺ поселился в Медине в квартале Бану ан-Наджар в пятницу, 12-го числа месяца Раби уль-Авваль первого года хиджры (мусульманское летоисчисление), что соответствует 27 сентября 622 года. Оказавшись перед домом Абу Аюба رضي الله عنه, он сказал: «Здесь мы и остановимся, если на то будет воля Аллаhа ﷻ».
Строительство мечети в Медине
Первым шагом Посланника Аллаhа ﷺ после обоснования в Медине стало строительство мечети. Он велел возвести её на том месте, где опустилась на колени его верблюдица. Этот участок земли Пророк ﷺ выкупил у двух мальчиков-сирот, а затем сам принимал участие в строительстве, перенося кирпичи и камни и произнося при этом такие слова (смысл): «О Аллаh ﷻ, нет жизни, кроме как в мире вечном, прости же ансарам (жителям Медины) и мухаджирам (переселенцам из Мекки)».
Это придавало сил его сподвижникам, занятым на строительстве, и один из них сказал: «Поистине, если станем мы сидеть, когда Пророк ﷺ работает, будет это с нашей стороны делом, сбивающим нас с истинного пути».
Раньше на этом месте находились какие-то развалины, росли пальмы и заросли терновника. По велению Посланника Господа ﷺ развалины были вырыты, а деревья и кустарники – вырублены. Стволы деревьев поставили в киблу (направление в намазе) мечети, ориентированную на Иерусалим, дверные косяки мечети сделали из камня, а стены возвели из кирпича и глины. Крышу мечети перекрыли голыми пальмовыми ветвями, столбами служили стволы пальм, а пол посыпали песком и мелкими камешками. В мечети сделали три двери, длина её от киблы до задней стены составляла сто локтей (длина локтя среднего человека приблизительно 50 см), и такой же или чуть меньше она была по ширине, а глубина фундамента мечети равнялась примерно трём локтям.
К мечети были пристроены помещения из камня и кирпича, крыши которых были перекрыты пальмовыми стволами и ветвями, а предназначены они были для жён Пророка ﷺ, переехавшего туда после завершения строительства из дома Абу Аюба رضي الله عنه.
Роль мечети в становлении нового общества
Мечеть служила не только местом проведения молитв, но и местом встреч верующих, где они обучались основам и предписаниям Ислама. Также в мечети верующие могли собираться для обсуждения насущных проблем, для примирения представителей различных племён, которые в течение долгого времени враждовали друг с другом. Кроме того, она являлась центром управления всеми делами, оттуда направлялись люди с исламским призывом, и она являлась парламентом, где собирались совещательные и исполнительные органы. И, наконец, мечеть стала пристанищем для большого количества бедных переселенцев, у которых в Медине не было ни дома, ни имущества, ни семьи, ни детей.
Первое оглашение призыва к намазу (азан)
Когда Пророк ﷺ поселился в Медине, мусульмане испытывали определённые неудобства, не зная времени наступления намаза. И Посланник Господа ﷺ долго думал, как бы оповестить всех людей о коллективном намазе. Сподвижники предлагали разные варианты: один из них предложил вывесить знамя, другой предложил дуть в большую трубу, третий – бить в колокол, но все эти варианты были отвергнуты Пророком ﷺ. Абдуллах ибну Зайд رضي الله عنه видел, как Посланник Аллаhа ﷺ переживает об этом. И в ту ночь ему приснился сон, как проходит мимо него человек с зурной в руке. Абдуллах спросил: «Не продашь ли эту зурну?» – «Зачем тебе она?» – спросил человек. «Я буду извещать людей о наступлении времени намаза», – ответил Абдуллах. Тогда человек сказал, что научит его лучшему методу оповещения, и подсказал слова оглашения азана: «Аллаhу Акбар…». Утром Абдуллах поведал свой сон Пророку ﷺ, и он сказал, что это и есть истина. И тут же отправил Абдуллаха к Билалу رضي الله عنه, чтобы тот огласил азан, ибо голос у него был громче, чем у Абдуллаха. Когда Билал огласил азан, пришёл Умар ибн Хаттаб رضي الله عنه и сказал Пророку ﷺ: «Клянусь Господом, пославшим тебя, я видел во сне, как звучал этот азан». Пророк ﷺ воздал хвалу Всевышнему.
(Продолжение следует.)
Адиль Ибрагимов