30 Мая
2024 года
поделиться

Мухаммад ибну Хасан аш-Шайбани

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Одним из выдающихся учеников имама Абу Ханифы, оставивших после себя огромное количество трудов по ханафитскому мазхабу, был Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани.

Юность имама

Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани родился в местности Васита в Ираке, жил в 132–189 гг. по хиджре (748–804 гг. по григорианскому календарю), а в юности переехал в город Куфу, где жил имам Абу Ханифа.

В возрасте 14 лет юный Мухаммад стал посещать занятия имама Абу Ханифы. На протяжении пяти лет аш-Шайбани усердствовал в изучении исламского права (фикха), став одним из наиболее способных учеников имама. Но спустя два года имам Абу Ханифа покинул этот бренный мир. Тогда юноша стал посещать уроки выдающегося ученика имама Абу Ханифы Абу Юсуфа и долгое время получал знания по основам религиозного права у него. Уже в 20-летнем возрасте ему было доверено вести проповеди в соборной мечети Куфы.

Учителя имама

В дальнейшем Мухаммад аш-Шайбани отправился в Медину, где в течение трёх лет обучался у основоположника другого мазхаба – Малика ибн Анаса. Кроме того, его учителями были такие видные правоведы той эпохи, как Суфьян ас-Саври и Абду рРахман аль-Авзаи. Учёный Кавсари в своей книге «Булугу Амали» называет примерно 70 учителей имама Мухаммада ибн Хасан аш-Шайбани – из Куфы, Басры, Медины, Мекки, Васити, Шама и Йемена.

Назначение на должность судьи

После смерти верховного судьи (кадия) Арабского халифата Абу Юсуфа Мухаммад аш-Шайбани переехал в Багдад, где получил пост шариатского судьи. Затем он был назначен кадием Исфахана.

Смерть имама

По пути в город Ранбуя, в местности Рой (Иран), в возрасте 58 лет учёный покинул этот бренный мир. Это произошло в 189 году по хиджре (мусульманскому летоисчислению), что соответствует 804 году по григорианскому календарю. В том же месте покинул этот мир другой учёный, известный чтец Корана Али ибн Хамза аль-Кисаи.

Высказывание учёных об имаме

После себя имам аш-Шайбани оставил не только множество трудов, но и немало учеников, которые вошли в число наиболее авторитетных богословов. Самым известным среди них был основоположник шафиитского мазхаба Мухаммад аш-Шафии, который так говорил о своём наставнике: «Если бы можно было так выразиться, то я бы сказал, что Священный Коран был ниспослан на языке Мухаммада аш-Шайбани, по причине его глубокого знания и понимания Книги Всевышнего». Имаму аш-Шафии принадлежит и другое высказывание: «Имам Мухаммад ибн Хасан (аш-Шайбани) сказал: “Я изучал знания у имама Малика три года и выучил из его уст 700 хадисов”».

Другой учёный, Ибну Маин, сказал: «Я написал из его уст книгу “Джамиу с-Сагир”».

Учёный по имени Ибрахим аль-Хараби говорил: «Я спросил у имама Ахмада: “Откуда у тебя ответы на эти сложные вопросы?” Он сказал: “Из книг Мухаммада ибн Хасана”».

Наследие имама

Основная заслуга имама Мухаммада аш-Шайбани в развитии ханафитского мазхаба состоит в том, что он первым упорядочил его, зафиксировав в своих трудах учение не только Абу Ханифы, но и Абу Юсуфа. При этом свою точку зрения и позицию Абу Юсуфа он преподносил по сути как равные мнению Абу Ханифы, тем самым воспринимая ханафитский мазхаб как совокупность точек зрения разных учёных, поскольку Абу Юсуф и Мухаммад аш-Шайбани далеко не во всём соглашались со своим наставником. Например, Абу Ханифа допускал использование благовоний верующим, входящим в состояние обрядов хаджа (ихрама), в то время как Мухаммад аш-Шайбани считал это нежелательным.

Тем не менее, именно книги Мухаммада аш-Шайбани считаются наиболее авторитетным источником фикха у ханафитов, поскольку в них передано мнение Абу Ханифы, а также его учеников – из первых уст. Эту категорию работ именуют «Захир ар-Ривая».

В своих трудах Мухаммад аш-Шайбани затрагивает не только религиозные темы. Например, в книге «Сийяр уль-Кабир» рассматриваются вопросы дипломатии и международного суда. По этой причине некоторые исследователи назвали эту работу первым трудом по международному праву.

Книги имама

«Ибадат», «Аль-Джамиу сСагир», «Аль-Джамиу ль-Кабир», «Ас-Сияру ль-Кабир», «ас-Сияру сСагир», «Аз-Зиядат».

«Мабсут» – эта книга охватывает второстепенные вопросы права.

В книге «Китаб уль-Асар» Мухаммад аш-Шайбани собрал хадисы, переданные со слов Абу Ханифы и других учёных. В ней он разделил предание (риваяты) по конкретным разделам, что значительно упрощает поиск хадисов по нужной теме.

Помимо изложения ханафитского права Мухаммад аш-Шайбани занимался сравнительным анализом положений права (фикха) в других богословско-правовых школах (мазхабах). В частности, в работе «Аль-Худжа аля ахли ль-Мадина» он сопоставляет мнения ханафитов и маликитов. Ведь Мухаммад аш-Шайбани был знатоком не только ханафитского мазхаба, но и маликитского, поскольку обучался у имама Малика ибн Анаса. В своей книге учёный приводит конкретный вопрос, по которому расходятся точки зрения и доводы у ханафитов и маликитов, а затем следует подробный разбор аргументов обеих сторон. Таким образом, этот исследовательский труд стал первой в истории книгой по сравнительному религиозному правоведению.

Вклад имама Мухаммада аш-Шайбани в развитие не только мазхаба Абу Ханифы, но и исламского права (фикха) в целом трудно переоценить. Его работы, а также книги со ссылкой на него по-прежнему используются ханафитскими учёными при вынесении решений по конкретным вопросам.

(«Булугуль-Амани фи сирати имами Мухаммад бин Хасан»)

Мухаммад-фарук азимов