25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Лучший ученик лучшего Учителя

"В моей общине нет наиболее сведущего в вопросах дозволенного (халяль) и запретного (харам), чем Муаз ибн Джабаль." Мухаммад Посланник ﷺ

Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз ибн Джабаль вступил в цветущую пору юности. Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью. Наряду с этим он отличался приятной внешностью. У него были выразительные чёрные глаза, кудрявые волосы и красивые черты лица, привлекающие взгляды людей.

Юноша Муаз ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба ибн Умайра t. Он был одним из тех 72 человек, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с Посланником Аллаhа ﷺ, удостоиться чести присягнуть ему. Тем самым вписав своё имя в историю, одну из её самых ярких и блестящих страниц…

Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Ясриба (прежнее название Медины), как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей – Амр ибн аль-Джамух.

История отречения Амра ибн аль-Джамуха от своего идола

Амр ибн аль-Джамух был одним из вождей рода Бану Салама и представителем их знати. Как было принято у всех богатых людей, Амр изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола. С величайшей заботой он ухаживал за ним, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями.

Как-то ночью под покровом темноты к нему в дом пробрались юноши из Медины, сняли идола со своего места, вынесли на задворки домов Бану Салама и бросили в помойную яму...

Утром проснувшийся Амр обнаружил пропажу и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел идола в помойной яме, уткнувшегося лицом в отходы. Шейх воскликнул: «Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?»

Достав идола из ямы, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место.

На следующую ночь юноши опять пробрались к идолу и сделали то же, что и предыдущей ночью. Наутро Амр вновь отправился на поиски своего идола, пока не обнаружил его в другой помойной яме. Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство.

Когда всё повторилось в третий раз, Амр опять достал идола с того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал:

– Клянусь Аллаhом ﷻ, не знаю, кто творит с тобой такое. Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя.

Когда Амр заснул, юноши прокрались к идолу и сняли висевший на нём меч. На этот раз они не просто выбросили его, но и привязали к нему дохлую собаку.

Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке.

Увидев такое зрелище, Амр сказал на этот раз:

– Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда не валялось бы вместе с собакой в выгребной яме.

После этого Амр ибн аль-Джамух отрёкся от веры в идолов и уверовал в Единого Господа.

Обучение Муаза у самого Пророка ﷺ

Когда благородный Посланник Господа ﷺ переселился в Медину, юный Муаз стал, подобно тени, повсюду следовать за ним. Он получал знания из первоисточника, от Пророка ﷺ. Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков исламского законодательства среди сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ.

Язид ибн Кутайб t рассказывал: «Как-то я зашёл в мечеть Хомса (город в Сирии) и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди. Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: «Кто это?» – «Муаз ибн Джабаль», – ответили мне».

Это был лучший ученик у лучшего Учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде. Поэтому если сподвижники Пророка ﷺ вели какую-либо дискуссию в присутствии Муаза ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.

После покорения Мекки курайшиты массово стали переходить в религию Всевышнего, и Пророк ﷺ чувствовал, как новые уверовавшие нуждаются в учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал религиозные нормы. И он велел Муазу ибн Джабалю взять на себя эту благородную миссию для обучения людей Корану и религии Господа.

Отправление в Йемен

Как-то к Посланнику Аллаhа ﷺ прибыли гонцы йеменских царей. Они объявили об их переходе вместе с подданными в Ислам. Вместе с тем они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк ﷺ направил в Йемен группу проповедников из числа сподвижников, назначив Муаза ибн Джабаля старшим среди них.

Благородный Пророк ﷺ сам пошёл провожать его в путь, идя рядом с верховым животным Муаза, тогда как тот сидел в седле.

Пророк ﷺ так долго шёл рядом, что стало казаться – он оттягивает момент расставания с Муазом.

Наконец он обратился к нему с напутствием:

– О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной. Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы.

Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком ﷺ, Муаз разрыдался, а с ним и остальные путники.

Сбылось предсказание благородного Посланника ﷺ, и Муазу уже не было суждено счастье увидеть его более.

После прибытия в Медину Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина навсегда потеряла своего любимого Посланника Аллаhа ﷺ.

Последняя командировка в аш-Шам

Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме (ныне территория Сирии и близлежащих государств) Язид ибн Абу Суфьян направил ему послание, в котором говорилось: «О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя оказать мне помощь людьми, которые смогли бы обучить их».

Умар призвал к себе пятерых: Муаза ибн Джабаля, Убада ибн ас-Самита, Абу Айуба аль-Ансари, Абу ибн Кааба и Абу ад-Дарду. Когда они собрались, Умар сказал им:

– Ваши братья – жители аш-Шама – попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому помогите мне выбрать троих из вас. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.

Тут Муаз заметил:

– Зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, а Абу ибн Кааб – больной человек, так что как раз трое и остаются.

Умар, в свою очередь, дал наставления:

– Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий – в Палестину.

Трое сподвижников Посланника Аллаhа ﷺ в соответствии с повелением Умара t отправились в путь.

Они оставили в Хомсе Убаду ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз ибн Джабаль – в Палестину.

В Палестине Муаз заболел чумой. Спустя некоторое время он обратился ко Всевышнему со словами: «…О Аллаh ﷻ, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного».

Адиль Ибрагимов