19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.04.2023 (по Шафии)

1.Действителен ли намаз, если сомневаешься, в правильное ли время его совершил?

Одним из условий действительности намаза является знание или обоснованное предположение о наступлении времени намаза. Следовательно, если совершить намаз без знания или обоснованных предположений о наступлении его времени, он будет недействительным и его необходимо совершить заново, даже если после выяснилось, что он был выполнен в своё время.

Однако намаз, который был совершён до наступления своего времени, так как молящийся предполагал, что оно уже наступило, будет считаться как возмещённый за подобный, если таковой был когда-либо пропущен. Если же у молящегося нет подобных пропущенных намазов, то совершённая молитва будет считаться дополнительной.

2.Дозволено ли паломнику, который находится в состоянии ихрама, брить или стричь другого с намерением выполнить обряд хаджа или умры, или это должен делать только тот, кто не находится в ихраме?

Нет ничего запретного в том, чтобы паломник, находясь в состоянии ихрама, хаджа или умры, брил голову или состригал волосы себе или другому паломнику с намерением выполнить обряд хаджа или умры. И нет необходимости искать для этого человека, не находящегося в состоянии ихрама, так как всё, что требуется от паломника в данном случае, – это бритьё головы или укорачивание волос самостоятельно или при помощи кого-то другого, будь он в ихраме или нет.

Что касается штрафа за пострижение волос или бритьё головы самим или с помощью другого, то он предусмотрен только в том случае, если эти действия были совершены вне рамок выполнения обрядов хаджа или умры.

3.Принимается ли пост того, кто не совершает намаз?

Соблюдение поста в месяц Рамадан является четвёртым столпом Ислама, обязанностью, возложенной Всевышним на мусульман. Доводом к этому является аят Священного Корана (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост» (сура «Аль-Бакара», аят 183).

Человек, не исполняющий обязательные предписания религии, но не отрицающий их обязательности, является нечестивцем, но не становится неверующим.

Если человек не совершает намаз, но при этом не отрицает, что его выполнение обязательно, то есть не молится из-за лени или по другим причинам, не выходит из религии, и, следовательно, он обязан соблюдать пост, который, по воле Всевышнего, будет принят.

4.Можно ли отцу на деньги ребёнка приобрести животное для акика, чтобы заколоть его?

Родителю желательно сделать это на свои средства. Покупать животное для акика на средства ребёнка недопустимо, так как акик – это добровольное пожертвование в пользу ребёнка до его совершеннолетия.

Если отец купил животное для акика на средства, принадлежащие ребёнку, и заколол его, то он должен возместить потраченные средства.

5.Что сказано в Исламе относительно ношения чалмы?

Чалму желательно носить в намазе и вне его, чтобы выглядеть красиво, – это передано во многих хадисах. Чалму можно повязывать как поверх волос, так и на головной убор (тюбетейку). Длину и ширину чалмы определяет статус человека в той местности, где он находится, и время, в котором он живёт.

Нежелательно переусердствовать в этом. Муруат (порядочность) учёного нарушается, если он наденет чалму простолюдина, и наоборот. Делать это нежелательно. А тому, кому нужно выступить свидетелем, – харам.

Если в какой-то местности чалму традиционно не носят, то желательность её ношения всё равно остаётся, и на такой обычай не стоит обращать внимания.

Под чалмой или без неё можно надеть обтягивающий или стоячий головной убор (тюбетейку).

Желательный цвет чалмы – белый. Также желательно, чтобы у чалмы был азбат (свисающий кусок ткани), так как Пророк ﷺ сам оставлял его и повелевал делать так сподвижникам. Объясняется это желанием выглядеть красивее.

Если кто-то желает следовать сунне и носить азбат, но боится, что из-за этого у него появится гордыня, пусть носит и проявляет усердие в противостоянии своей гордыне. Главное – не следовать мыслям, порождающим высокомерие, а за невольно возникшие мысли человек ответственности не несёт.

6.Можно ли прервать намаз из-за плача ребёнка?

Решения относительно прерывания обязательного (фард) и желательного (суннат) намазов  различаются. Прерывание обязательного намаза без веских причин запрещено.

Всевышний Аллаh в суре «Мухаммад» запрещает нам нарушать деяния (смысл): «О верующие! Повинуйтесь Аллаhу, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши дела» (сура «Мухаммад», аят 33).

Но при наличии серьёзной причины, например, если появился риск потери имущества, прерывание даже обязательного намаза дозволено. Если молящийся видит опасность для себя или кого-то другого, например, змею, ползущую к незрячему, или ребёнка, подходящего к краю пропасти, то он обязан прервать намаз.

Что касается желательного (суннат) намаза, то разрешается прерывать его без всякого повода, однако делать это нежелательно.

Из вышеизложенного следует, что прерывать обязательный намаз из-за обычного плача ребёнка, которому не грозит опасность, не дозволено, а желательную молитву прервать можно.

Примечание:

Однако можно ускорить обязательный намаз, как об этом сказано в хадисе Пророка Мухаммада ﷺ: «Поистине, становясь на молитву, я хочу проводить её долго, но когда слышу плач ребёнка, то облегчаю её, не желая доставлять беспокойство его матери».

4.Можно ли совершать полное омовение без причины как желательное в надежде получить награду?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж», перечисляя случаи желательного купания, пишет: «Желательно (сунна) искупаться при изменении запаха тела, а также перед участием в любом благом собрании».

Что касается обновления обязательного купания (гусль), то Ибн Хаджар пишет следующее: «Нет желательности обновлять обязательное купание, поскольку подобное не приводится в преданиях, и к тому же это несколько затруднительно».

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).