24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Женская

Кто воспитывает наших детей?

В советское время в стране царила единая идеология. Отдав ребёнка в школу или детский сад, родители могли быть спокойны за их общее, отвечающее единым нормам, воспитание. Но кто воспитывает наших детей сегодня?

Как родитель я забочусь о воспитании одного ребёнка. Как педагог имею возможность общаться со многими. Я общаюсь с детьми, родителями детей, имею представление о среде, в которой дети регулярно находятся. И что я могу наблюдать? Однозначно, в стране с единой идеологией, общей направленностью к воспитанию совестливости, трудолюбия, ответственности и дисциплинированности доверить малыша детскому саду, школе, кружку или телевизору было гораздо спокойнее. Социализация, так необходимая маленькому человечку, работала и отвечала своему предназначению – воспитать 

достойного гражданина общества: с понятиями о чести, совести, стыде и морали. Однако сейчас мы живём совершенно в другой системе. Современное общество обязано смириться с либеральной толерантностью, что означает принять человека любым и не навязывать единые для всех стандарты. Что это значит? А это значит, что есть попкультура, эмо, готы, появляется целое разнообразие учебных программ, на телевидении постепенно исчезает цензура, а детский фильтр в ютубе совершенно не даёт гарантии, что мультики, показываемые вашему ребёнку, обязательно понравятся и вам. А вот теперь мы подошли к самому главному. Мы все хотим вырастить благодарных, отзывчивых и внимательных детей. Стоит ли закладывать основной фундамент с самого детства? Безусловно. А когда? В какой момент этой суетной, вечно ограниченной временем жизни? Один раз вечером после работы поругать-поговорить – этого достаточно? Давайте рассмотрим на примере девочки-третьеклассницы, родители которой оба заняты полный рабочий день. Как проходит жизнь маленького человечка и что впитывает его маленькое сердце словно губка?

 1. События. Утро. Спешащие родители нервно собираются каждый на свою работу. Немного злятся на себя, немного друг на друга и каждый поторапливает дочь. Педагогический эффект. «Учёба – это повинность. Это нужно родителям, а не мне».

 2. События. Обед. Уроки заканчиваются, время пообщаться со сверстниками и прогуляться по дороге домой. Дома – уроки (повинность), а потом бабушка разрешает погулять, поиграть в телефоне, посмотреть телевизор, и так проходит день. В целом – благоприятная картина, ребёнок под присмотром, беспокоиться не о чем. Однако «свято место пусто не бывает», и если не воодушевить сердце полезным, оно заполнится тем, что есть. А что есть? Педагогический эффект. «Подружка хочет быть похожей на Рианну, я тоже хочу, она классная»; «В рекламе «Глории джинс» девочки танцуют хип-хоп – это круто»; «Чем 
ты популярнее, тем лучше, и не важно как».

 3. Вечером домой возвращаются родители. Уставшие. Не до разговоров «по душам». Бытовые хлопоты, день закончился. Ничего страшного в целом… В рамках одного единственного дня. Но когда телевизор и Интернет изо дня в день воспитывает целое поколение? Нет, не страшно, если нравится Рианна или Бритни Спирс, всё это напускное, возрастное и само пройдёт. Но задумаемся на минуту, какой посыл несёт молодому поколению современная поп- и кинокультура? Неприкрытая агрессия, вызывающий стиль поведения, и самое главное – страсть. Последняя возведена в ранг всеобщего идеала: «Найди свою страсть и следуй ей». Сюда же прибавить лозунг большинства голливудских фильмов: «Без любви жизни нет».

 Каждый день в различных формах нашим детям говорят: «Слушай своё сердце – это самый верный путь». В то время как Аллах  в Священном Коране передал нам: «То, что ты хочешь, не всегда полезно, как и то, что ты ненавидишь, не всегда вредно для тебя». Совершенно противоположный навязываемому молодёжным идеалам смысл: следовать тому, что «надо», а не тому, что порой «очень хочется». Но кто из детей сможет услышать это и воспринять всем сердцем?

 Сможет ли ребёнок осознать свою ответственность перед родителями, если каждый день получает порции красочных примеров эгоизма в своё сердце, а мама и папа только успевают следить за оценками и помыта ли посуда (в лучшем случае)? А если и сверстники тоже вдохновляются телевизором?

 И в школе учеников в классе 30 человек, а учитель попался равнодушный? Да, мы знаем, «как надо» и «как должен вести себя ребёнок». Все хотим вырастить опору и поддержку. Однако, отдавая своего малыша на воспитание телевизионным каналам, которые не покладая рук кропотливо трудятся «для нас» через телевизор и Интернет, мы рискуем получить совершенно неожиданный результат.

САМИРА БАТИЕВА