В Исламе очень значимое место занимает справедливость. Она является основным аспектом религии. С точки зрения Ислама справедливость – равноправие между людьми. Всевышний сказал, что «Он любит справедливость и справедливых». Посланник Аллаха ﷺ в хадисе сказал: «Будьте правдивы, ибо правдивость приводит к благочестию, а благочестие приводит в Рай. Если человек непрестанно говорит истину и придерживается её, то у Аллаха ﷻ будет записано, что он – правдивый».
Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه призывал всегда говорить правду, даже если это может повлечь за собой смерть. Как мы знаем, в основном люди приходят в Ислам из-за того, что это религия справедливости и честности. Если в обществе теряется справедливость, то оно начинает разрушаться изнутри. Следующая история может стать примером для нас. Однажды, когда Али ибн Абуталиб رضي الله عنه, будучи предводителем мусульман, готовился выйти в военный поход в Сыффин, он по пути потерял кольчугу, которая была очень дорога ему. Вернувшись после битвы в Куфу, он увидел, что некий иудей продает её на рынке.
Али ибн Абуталиб رضي الله عنه подошёл к нему и сказал: – Это моя кольчуга, она упала с моего верблюда. Но иудей возразил: – Нет, о повелитель мусульман, это моя кольчуга. Али продолжал настаивать: – Это моя кольчуга! Я никому её не продавал и не дарил. Иудей предложил: – Пусть нас рассудит судья мусульман. Али رضي الله عنه согласился и привёл его к судье Шурайху. Шурайх, повернувшись к Али ибн Абуталибу رضي الله عنه, спросил о случившемся. Али رضي الله عنه поведал: – Я нашёл свою кольчугу у этого человека. Я никому её не продавал и не дарил. Она упала с моего верблюда. Затем Шурайх спросил иудея. Тот сказал: – Это моя кольчуга, и она в моих руках, но я не обвиняю во лжи повелителя мусульман.
Шурайх, повернувшись к Али رضي الله عنه, постановил: – Чтобы подтвердить, что эта кольчуга твоя, нужны два свидетеля. Али رضي الله عنه сказал: – Да, у меня есть два свидетеля, которые могут это подтвердить, – слуга Канбар и сын Хасан. На что Шурайх ответил: – Свидетельство сына в пользу отца не принимается. Али رضي الله عنه возмутился: – Пречист Аллах ﷻ! Человек из числа обитателей Рая – и его свидетельство не принимается! Разве ты не слышал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Хасан и Хусейн являются обитателями Рая»? На что судья невозмутимо ответил: – Да, мне это известно. Но я не могу разрешить сыну свидетельствовать в пользу своего отца. Тогда Али رضي الله عنه , обращаясь к иудею, сказал: – Забирай кольчугу, ибо у меня нет других свидетелей. Иудей же воскликнул: – Я свидетельствую, что это кольчуга повелителя мусульман! – и добавил: – Я изумлён!
Повелитель мусульман Али رضي الله عنه сидит вместе со мной перед судьёй, и судья выносит решение в мою пользу! Я свидетельствую, что религия Ислам – это истина. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха ﷻ, и что Мухаммад – Его раб и Посланник! Пусть будет известно, что эта кольчуга принадлежит повелителю мусульман, и что я шёл за войском, когда оно двигалось к Сыффину, и эта кольчуга упала с верблюда, и я взял её. Али رضي الله عنه сказал: – Если уж ты принял Ислам, то я дарю её тебе. И вместе с ней дарю тебе коня. Спустя некоторое время люди увидели этого человека сражающимся с хариджитами под знаменем повелителя мусульман в день битвы при Нахраване. Он храбро сражался, пока не пал в бою шахидом (мучеником). Вот это и есть справедливость Ислама. Какой удивительный пример!
Али ибн Абуталиб رضي الله عنه, будучи правителем мусульман и уверенным в своей правоте, следуя канонам Ислама, расстался с кольчугой спокойно, не крича и не угрожая. Судья Шурайх сохранил равноправие между Али ибн Абуталибом رضي الله عنه и простым иудеем, не боясь правителя мусульман, так как знал, что если он поступит несправедливо, то в Судный день ему придётся отвечать перед Всевышним. А изумлённый иудей, увидев простоту повелителя, который мог отобрать принадлежащее ему силой, согласился пойти к судье, и судья Шурайх поступил справедливо, вынеся решение в пользу иудея, который познал, что Ислам – это религия, которая призывает к истине, и принял её.
Пусть Аллах ﷻ поможет нам быть благочестивыми и поступать справедливо.
МУХТАРАХМАД МАГОМЕДОВ