29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 3.15.2023 (по Шафии)

1.Обязан ли человек выплатить закят с заложенного золота или серебра?

Человек обязан выплатить закят с заложенного золота или серебра при следующих условиях:

– если количество заложенного золота или серебра достигает нисаба (минимальный размер, который облагается закятом: золото – 80 г, серебро – 560 г);
– если количество золота или серебра не достигает нисаба, но при этом у залогодателя помимо заложенного золота или серебра есть ещё золото или серебро, и в сумме они достигают нисаба;
– если прошёл год с момента достижения нисаба.

Тот факт, что золото или серебро находятся в залоге, не снимает обязанность выплаты с них закята.
Если человек заложил, например, золото и он не имеет другого золота, кроме заложенного, то, по более достоверному мнению, он обязан выплатить закят непосредственно с заложенного золота.

Залогодержатель в этом случае не имеет права препятствовать выплате с него закята.
Если же у него есть золото помимо заложенного, то он обязан выплатить закят заложенного золота с того золота, которое не в залоге. 
(«Равдат ат-Талибин», «Асна аль-Маталиб»)

2.Чем желательно заняться после вступления в намаз до чтения суры «Аль-Фатиха»?

После вступления в намаз до чтения суры «Аль-Фатиха» желательно читать про себя (шёпотом) дуа аль-ифтитах (ваджаhту). У дуа аль-ифтитах несколько формулировок. Какую бы её форму ни прочитали, сунна засчитывается.

Дуа аль-ифтитах не читается в следующих случаях:
– в заупокойной молитве (джаназа-намаз);
– при уверенности, что молящийся не успеет прочесть суру «Аль-Фатиха» до поясного поклона имама;
– если до наступления следующего намаза осталось так мало времени, что чтение дуа аль-ифтитах затянет один ракаат намаза до наступления времени другого намаза;
– если присоединился к молитве за имамом не в стоянии, а, например, когда имам сидит на ташаххуде или находится в суджде (земном поклоне);
– если вступил в чтение тааввуза («Аузу билЛахи мина шшайтани рраджим»), «Аль-Фатихи» или любого другого дуа, не предназначенного для этого места, даже если это будет непреднамеренно.

Тому, кто стоит за имамом и слышит чтение имама, желательно побыстрее прочитать дуа аль-ифтитах, чтобы прислушаться к чтению имама. 
(«Хашия ат-Тармаси»)

3.Правда ли, что могилу человека, похороненного без савана, нужно раскопать, чтобы завернуть его?

Согласно более аргументированному мнению, запрещено (харам) раскапывать могилу для того, чтобы завернуть покойного в саван, если человека похоронили без него.

Запрещено также раскапывать могилу, если покойник – мужчина, завёрнутый в натуральный шёлк, который ему при жизни был запретен для ношения. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Асна аль-Маталиб»)

4.Имеют ли право бабушка или дедушка с обеих сторон претендовать на уход за внуком, если мать ребёнка после развода с его отцом вышла замуж за другого и отец с отчимом согласны оставить ребёнка с матерью?

Если отец и отчим ребёнка согласны оставить ребёнка с матерью, то он остаётся с ней. После этого родители отца или матери ребёнка (бабушки и дедушки с обеих сторон) не имеют права притязать на уход за ребёнком. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Могут ли родители запретить совершеннолетним детям получать образование?

Авторитетный учёный имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своём труде «Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра» пишет: «Если дети достигли возраста совершеннолетия, будучи благоразумными (рушд), под чем подразумевается умение ребёнка определять то, в чём есть для него благо в религиозных и имущественных делах, то родители не имеют права запрещать им заниматься тем, что может принести им пользу в обоих мирах».

Образование относится к категории вещей, от которых есть польза в обоих мирах, и, соответственно, родители не имеют права запрещать ребёнку, сыну или дочери, получать образование. Однако если родители по объективным причинам считают, что обучение в конкретном учебном заведении может навредить ребёнку или он подвергнется дурному влиянию, то они могут запретить ему получать образование в таком учебном заведении. 
Данное решение касается случаев, когда ребёнок желает получить образование в том населённом пункте, где он проживает с родителями.

Если же ребёнок хочет отправиться в другую местность, то помимо вышеперечисленных условий необходима уверенность в безопасности ребёнка. В противном случае ребёнку надо получить разрешение родителей, а также дедушки и бабушки, если они живые, вне зависимости от того, верующие они или нет.

Важно отметить, что девушка имеет право отправляться в другую местность только в сопровождении махрама (близкого родственника, брак с которым запрещён).

Если родители по объективным причинам видят в проживании девушки в другом населённом пункте без махрама опасность или соблазн для неё, они могут запретить ей находиться в таком месте.

Примечание:
Вышеуказанное положение, касающееся образования, актуально только в том случае, если ребёнку не выпала обязанность содержать родителей. В противном случае разрешение родителей обязательно, так как ребёнок в этом случае должен взять на себя их содержание и отказаться от получения образования, если не будет возможности совмещать содержание родителей с учёбой. Если же кто-то добровольно возьмёт на себя их содержание, то разрешение родителей необязательно. 
(«Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра», «Асна аль-Маталиб», «Хашия аль-Джамаль»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).