поделиться

Ответы на вопросы от 3.1.2023 (по Шафии)

1.Какое дуа кунут читать от бед в намазе и как при этом правильно держать руки?

Если верующих постигла беда, то им желательно читать дуа кунут – после поясного поклона последнего ракаата во всех обязательных намазах. В этой молитве они просят Всевышнего об избавлении от этой и других бед. Достаточно будет прочитать в утреннем намазе кунут «Махдина» и добавить мольбу об избавлении от настигшей беды. Некоторые учёные предпочитают читать в такой ситуации дуа кунут об отводе бедствия, без «Махдины».

Что касается положения рук при чтении мольбы для избавления от бед и несчастий, то желательно в этот момент поднять их тыльной стороной вверх и держать так от начала до конца чтения дуа.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Бугят аль-Мустаршидин»)

2.Можно ли использовать фермент пепсин?

Пепсин в чистом виде – это фермент, вырабатываемый клетками слизистой оболочки желудка млекопитающих, который сворачивает молоко для лучшего его усвоения.

Его ещё называют сычужный фермент – от слова «сычуг, сычужок» – засоленный и высушенный желудок ягнёнка или телёнка. Раньше сыр делали именно с применением кусочков засоленных и высушенных сычужков, которые клали в молоко для его сворачивания.

Нужно отметить, что в некоторых местах так делают и до сих пор, например, в горных селениях Кавказа.

Пепсин бывает животного происхождения (свиной, телячий, куриный и пр.), химический и растительный.

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что пепсин растительного или химического происхождения можно использовать в изготовлении сыра.

Что касается пепсина животного происхождения, то при изготовлении сыра его можно использовать в двух случаях: а) если это животное, мясо которого можно употреблять в пищу; б) животное закололи по номам религии.

3.Каково решение относительно верующего, который отрицает существование джиннов?

О существовании джиннов и шайтанов говорится во многих аятах Корана и в достоверных хадисах Пророка ﷺ, и оно считается очевидной истиной, которую единогласно подтверждают все исламские учёные.

О существовании джиннов в 56-м аяте суры «Аз-Зарият» Корана говорится следующее (смысл комментария): «Я не сотворил джиннов и людей, кроме как для поклонения Мне».

Также в 98-м аяте суры «Аль-Муминун» сказано (смысл комментария): «И скажи: “О Господи, я прибегаю к Тебе (за защитой) от наущений шайтанов”».

Все учёные-богословы считают, что в этих и других подобных аятах речь идёт о реальных существах, именуемых джиннами, и шайтаны являются их видами.

Имам ан-Навави в своём труде «Минхадж ат-Талибин» в разделе по вопросам вероотступничества даёт следующее пояснение: «Всякий, кто отрицает Господа Бога или Пророка Мухаммада , отрицает обязательность или запретность того, на чём единогласно сошлись исламские учёные (ижма), или дозволит запретное, например запрет на прелюбодеяние, или внутренне в душе решится в будущем отречься от Ислама, или усомнится в этом, однозначно впадает в неверие».

Комментируя его слова «...на чём единогласно сошлись исламские учёные», имам Ибн Хаджар аль-Хайтами поясняет, что отрицание общеизвестной истины не будет неверием (куфром), если отрицающий никак не мог знать об этом, поскольку некоторые вопросы религии могут быть достоверно и очевидно общеизвестными для кого-то, но для кого-то нет, и в таком случае в неверие впадает только тот, кто был осведомлён в данном вопросе.

Следовательно, верующий мусульманин, сведущий в этом вопросе или несведущий, но проживающий в обществе мусульман, не может оправдываться тем, что был не осведомлён, – по причине общеизвестности этого вопроса как среди учёных, так и среди обычных людей. Отрицая подобное, он становится вероотступником и выходит из религии, поскольку это является явным отрицанием коранических аятов и опровержением того, с чем пришёл Пророк Мухаммад ﷺ.

Такой человек обязан покаяться в неверии и должен обновить свою веру, произнеся слова шахады (формулу единобожия).

Примечание:

Не впадает в неверие (куфр) тот, кто не был осведомлён по данному вопросу по причине того, что принял Ислам лишь недавно. А также тот, кто проживает вдали от учёных, и тот, чьё отрицание носит иносказательный характер в понимании сущности джиннов, а не в их существовании.

 («Минхадж ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-Фатх аль-Мубин»)

4.Какие доводы приводят учёные-богословы в пользу обязательности закята с торгового имущества?

Согласно мнению подавляющего большинства учёных-богословов, торговое имущество облагается закятом. Как довод они приводят следующий аят Священного Корана (смысл комментария): «О верующие! Расходуйте из добытых вами благ и из того, что Мы вырастили для вас из земли…» (сура «Аль-Бакара», аят 267).

Известный толкователь Корана Мужахид утверждает, что данный аят был ниспослан для указания на обязательность выплаты закята.

В пользу обязательности выплаты закята с торгового имущества также приводят хадис: «С верблюдов полагается закят, с баранов полагается закят и с тканей (аль-базз) полагается закят».

Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-Мухтадж», комментируя данный хадис, пишет: «Слово “аль-базз” означает “ткани, приготовленные для продажи”. Учитывая, что ткань не относится к категории имущества, с которого снимается закят аль-айн (как, например, скот, плоды и зерновые культуры, золото и серебро, рудники и клады), учёные заключили, что в данном хадисе речь идёт о закяте с торгового имущества.

На обязательность выплаты закята с торгового имущества также указывает повеление в хадисе, переданном Абу Давудом, о выплате закята с имущества, уготованного для продажи».

Мухаммад Махфуз ат-Тармаси в своей книге «Хашия ат-Тармаси» со слов Умайра пишет: «Помимо вышеприведённого аята и хадисов на обязательность выплаты закята ещё указывает кияс (суждение по аналогии): торговое имущество – это такое же имущество, как и, например, скот. Цель разведения скота – это приумножение капитала. Такая же цель преследуется и в ведении торговли. Поэтому торговое имущество облагается закятом так же, как скот и другие виды имущества, об обязательном закятообложении которых упоминается в книгах по религиозному праву».

5.Разрешено ли за живого или  умершего человека совершить дополнительный (суннат) хадж и умру (малый хадж)?

За умершего человека разрешено совершить дополнительный хадж и умру только в том случае, если он это завещал. За живого человека дополнительный хадж и умру можно совершить, если он хронически болен и не в состоянии самостоятельно их совершить, в противном случае это не разрешено.

Согласно мазхабу имама Ахмада, за умершего человека разрешено совершить дополнительный хадж и умру, даже если он этого не завещал. Также разрешено их совершить за живого человека, который уже совершил за себя обязательный хадж и умру, даже если он сам в состоянии их совершить.

(«Хашия аш-Ширвани», «Кашшаф аль-Кина»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).