26 апреля
2024 года
поделиться

Абу Лайс Самарканди

Наср ибн Мухаммад ас-Самарканди – среднеазиатский богослов, проповедник, правовед ханафитского мазхаба, суфий, комментатор (муфассир) Священного Корана, знаток хадисов Пророка .

Он стал известным во всём мире под прозвищем Абу Лайс.

 

Точная дата рождения Абу Лайса ас-Самарканди неизвестна; согласно историческим данным, он родился в начале IV столетия по мусульманскому летоисчислению (хиджре). Является одним из ведущих учёных, обладающих энциклопедическими знаниями. Известно, что вёл он аскетичный образ жизни, вырос на земле Мавараннахра и имеет богатое научное наследие. Хадисы изучал со своим отцом, Мухаммадом ибн Ибрахимом, и передавал их от него, религиозное право (фикх) изучил у Абу Джафара Мухаммада ибн Абдуллаха Хиндувани, известного как «младший Абу Ханифа», и Абу Саида Халила ибн Ахмада, который после путешествия по всему исламскому миру стал судьёй (кадием) в Самарканде.

Большое научное наследие учёного отражено в библиографических произведениях. Работы и творения, сохранившиеся до наших дней, доказывают его многогранность. Основаны они на тафсире (толкование Корана), известном как «Бахр аль-Улюм» или «Тафсир ас-Самарканди», юриспруденции (фикхе), хадисах и отречённости от мирского богатства (зухде), они охватывают все области религиозных наук и широко распространены во всём мире. В источниках упоминается, что труды Абу Лайса, как и труды многих других учёных, были собраны его учениками и переведены в книжную форму.

Краткое описание работ Абу Лайса ас-Самарканди

1. «Тафсири Самарканди» («Комментарий Абу Лайса ас-Самарканди») – шедевр научного наследия. Он один из первых ответственных комментаторов, собравших редкую информацию. Работа скопирована во многие рукописи в связи с её высокой научной значимостью.

2. «Хазанат уль-Фикх» («Сокровищница по религиозному праву»). В книге даны решения религиозных вопросов на основе ханафитской богословской школы.

3. «Ан-Навазил фи ль-Фуру» («Фетвы по вопросам религиозной юриспруденции»). Произведение ещё называют «Ан-Навазил фи ль-Фатава» («Сборник фетв по ханафитской школе»).

4. «Мукаддима фи ль-Кабаир ва ас-Сагаир» («Введение о больших и малых грехах»).

5. «Аль-Фатава мин акавили ль-Машайих» («Фетвы со слов учёных»).

6. «Аль-Мукаддима фи ас-Салят» («Введение о намазе»). Работа обобщает важные вопросы для тех, кто начинает совершать намаз.

7. «Китабу баяни акаиди ль-Усул» («Книга объяснения принципов религии»). Эта работа посвящена вопросам веры.

8. «Танбих уль-Гафилин» («Побуждение несведущему»). Это дидактический труд, в котором используется много хадисов.

9. «Бустану ль-Арифин» («Сады познавших»). Дидактическая работа, в которой освещаются вопросы этикета. В этой книге говорится о тасаввуфе (суфизме).

10. «Китаб куррату ль-Уюн ва муфарриху ль-Калб аль-Махзун». Также одна из дидактических работ.

11. «Шарху фикх иль-Акбар («Комментарий к фикху аль-Акбар»). Комментарий к работе Абу Ханифы Нумана ибн Сабита по вопросам акиды.

12. «Умда аль-Акаид» («Основа убеждений»). В этой книге также говорится о тасаввуфе (науке очищения сердца).

И многие другие…

В целом произведения учёного основаны на работах по фикху, тафсиру, проповеди. Хотя у него нет собрания хадисов, он широко использует их в своих трудах. Возможно, он основывался на практическом применении хадисов и использовал их для раскрытия смысла Священного Корана в учебных проповедях и при решении юридических вопросов.

Его дидактические работы «Танбих уль-Гафилин» и «Бустан уль-Арифин» переиздавались на протяжении многих веков.

Абу Лайс покинул этот бренный мир, по разным данным, в 373-м, или в 375-м, или в 383-м году по хиджре.

(«Танбих уль-Гафилин»)

 

Мухаммад-фарук Азимов