19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 2.15.2023 (по Шафии)

1.Желательно ли приветствовать молящегося саламом? И как ему ответить на такое приветствие?

В целом нежелательно произносить салам в адрес молящегося человека. Если всё-таки его приветствовали саламом, то человеку, совершающему намаз, не обязательно отвечать на приветствие. Желательно ответить приветствующему движением руки или кивком головы, ничего не произнося.

Отвечать, будучи в намазе, словами «Ва алейкум ас-салам (и вам мир)», обращаясь к нему, запрещается. Если отвечающий знал о запрете и ответил подобным образом на салам, то намаз его нарушается. Если же не знал об этом, то намаз его действителен.

Если в ответном приветствии не будет обращения к приветствовавшему, как, например, молящийся скажет: «Ва алайхи ас-салам (и ему мир)» вместо «Ва алайкум ас-салам», то и тогда намаз не портится, так как это не является обращением.

Нет ничего порицаемого в ответе на салам по завершению намаза, если промежуток времени между саламом и ответом не будет слишком продолжительным.

(Хашия «Ианат ат-Талибин»)

2.Желательно ли произносить салам при входе в дом?

Прежде чем войти в дом, желательно произнести «БисмиЛлаh», обратиться ко Всевышнему с мольбой, а затем зайти и поприветствовать домочадцев.

Подтверждением вышесказанному является хадис, переданный от Анаса t, о том, что Пророк r сказал ему: «О сынок, войдя в дом, поприветствуй членов своей семьи, и это станет благословением как для тебя, так и для твоей семьи» (ат-Тирмизи). А если помещение, куда он заходит, пустое, тогда желательно сказать: «Ас-саламу алайна ва аля ибади Лляhи ссалихин» («Милость и защита Всевышнего нам и всем Его праведным рабам»).

Тому, кто заходит в дом, желательно добавить и следующую мольбу, переданную в хадисе Пророка r (смысл): «О Аллаh I, поистине, я прошу Тебя о благом входе и о благом выходе. С именем Аллаhа I мы вошли, с именем Аллаhа I мы вышли и на Аллаhа I, на нашего Господа, мы полагаемся», а потом поприветствовать членов своей семьи. (Абу Давуд)

В священном Коране сказано (смысл комментария): «…Когда заходите в дом, то приветствуйте себя (друг друга) хорошим благодатным приветствием от Аллаhа I…» (сура «Ан-Нур», аят 61).

(Хашия «Ианат ат-Талибин»)

3.Нужно ли обновлять никях, если жена впала в неверие, но потом раскаялась и вернулась в Ислам?

Если жена мусульманина впала в неверие, решения по этому случаю следующие. Например, если у них с начала их совместной жизни не было ни одного совокупления, то их брак расторгается, и, чтобы вернуть её обратно в жёны, им после её раскаяния и произнесения формулы шахады необходимо обновить никях. В данном случае можно обновить брак сразу же после раскаяния, не дожидаясь срока идды (определённый срок выжидания после развода или смерти мужа), так как идда тех, у кого не было половой близости, не требуется.

Если же у супругов было совокупление, то с момента вероотступничества жены начинается отчёт срока идды, и если она раскаялась и произнесла формулу шахады до истечения срока идды, их брак сохраняется и обновлять никях им нет необходимости.

А если она не раскаялась до истечения срока идды, их брак считается расторгнутым с момента её впадения в неверие. В этом случае, чтобы бывший муж мог её вернуть в жёны, также необходимо им обновить никях после её раскаяния и произнесения формулы шахады.

Примечание:

В тех случаях, когда необходимо обновить брак, им не разрешается жить вместе, вступать в половую близость, уединяться друг с другом и т. п. с момента её впадения в неверие до обновления брака. А в тех случаях, где брак сохраняется и не нужно обновлять брак, им вышеупомянутые запреты необходимо соблюсти до её раскаяния и произнесения формулы шахады.

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Можно ли тому, кто стоит в заполненном ряду коллективного намаза, перейти назад для создания нового ряда, если даже не было просьбы или указания от сзади стоящего, и будет ли ему вознаграждение за это?

Тому, кто, находясь в коллективном намазе, узнал, что позади заполненного ряда встал один человек (того же пола), желательно сделать шаг назад и встать около него, после того как тот вступил в намаз, даже если он не дал никакого знака.

Что касается вознаграждения за это, то ему (перешедшему в задний ряд) запишется такое же вознаграждение, которое он получал бы в переднем ряду, или больше, за то, что перешёл к тому, кто вступил в коллективный намаз отдельно от ряда, и поддержал его.

(«Хашията аль-Кальюби ва Умайра», «Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Должен ли человек заново совершить намаз, совершённый им в той местности, откуда вылетел в населённый пункт, где часовой пояс другой и время намаза не наступило?

Относительно вопроса, когда человек прилетает или приезжает в населённый пункт, где другой часовой пояс и время намаза, который он уже совершил, ещё не наступило, преобладает мнение, что нужно совершать этот намаз заново. Этого мнения придерживаются такие известные учёные, как имам Ибн Хаджар аль-Хайтами и имам Шихабудин ар-Рамли, а совершённый прежде намаз рассматривают как суннат-намаз.

(«Тухфат аль-Мухтадж» в комментарии аш-Ширвани, «Нихая аль-Мухтадж» в комментарии аш-Шабрамаллиси)

6.Что делать, когда сомневаешься, омыт какой-либо орган при омовении или нет?

Человек, который сомневается, омыл ли он тот или иной орган, но при этом ещё не завершил омовения, возвращается и омывает тот орган, относительно которого у него возникли сомнения, а затем продолжает омывать последующие органы. Например, если человек омывает ноги, но при этом сомневается, сделал ли он масх (протирание головы), он должен сделать масх, а после омыть ноги.

Если человек засомневался в подобном после совершения омовения, то, по более аргументированному мнению, омовение засчитывается и совершать его заново необязательно.

Примечание:

В случае когда человек сомневается, омыл ли он тот или иной орган полностью, омовение засчитывается независимо от того, когда он в этом засомневался: во время омовения или после его завершения. Например, он знает, что помыл лицо, но сомневается, что вода охватила все части лица, – в этом случае омовение считается действительным.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Равдат ат-Талибин»)