29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 2.15.2023 (по Ханафи)

1.Мне срочно нужны были деньги, искал того, кто мог бы мне их дать в долг. И вот я нашёл того, кто может мне помочь. Он готов одолжить мне средства на 4 месяца без каких-либо процентов.

Однако с условием, что если я не смогу расплатиться в срок, то далее он вынужден будет требовать с меня дополнительные проценты. Моя зарплата позволяет отдать долг за 2 месяца. Можно ли мне брать с таким условием у него долг?

Таким образом брать в долг запрещено, так как в договоре есть условие о переплате, что явно указывает на ростовщичество (риба).

Ростовщичество, лихва является одним из самых тяжких грехов перед Всевышним. Давая в долг, человек оказывает милостыню, помощь нуждающемуся. Поэтому вера призывает нас отсрочить должнику, если тот не может вовремя расплатиться, вплоть до прощения ему этого долга.

Многие спрашивают: «В грех впадает только тот, кто отдаёт деньги под проценты, или тот, кто берёт, тоже?» И дающий, и берущий, и все, которые способствуют ростовщичеству, являются соучастниками этого греха. В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Посланник Аллаhа ﷺ проклял употребляющего плоды ростовщичества, отдающего их, оформляющего, свидетелей, ибо они все равны в грехе» (Муслим).

(«Любаб»)

2.Вопрос о пятничных и праздничных намазах. Я уже задавал этот вопрос в других местах и получил разные, противоречивые ответы, и мне интересно ваше мнение. У меня самочувствие тяжёлое, переменчивое, энергии очень мало, тяжело чем-либо заниматься. Разве с больного человека не снята обязанность посещения мечети?

Одним из условий вменения в обязанность человеку пятничного намаза является отсутствие болезни. Если человек болеет, то для него не обязательно посещение пятничной и праздничной молитвы. Согласно хадису Пророка ﷺ, пятница является более благословенным днём, чем даже праздничные дни (праздник жертвоприношений – Ид аль-Адха, и праздник окончания поста – Ид аль-Фитр), а также день Ашура. Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате.

Поэтому искренне верующий человек не упустит возможности посетить пятничную молитву. Но есть определённые условия для тех, кто обязан посетить пятничный намаз, одним из которых, как уже было сказано, является отсутствие болезни, препятствующей ему посетить мечеть.

(«Мараки аль-Фалях»)

3.Если человек не успевает поменять одежду на чистую или совершить омовение, может ли он совершить намаз в таком состоянии, если время намаза уже выходит, а подготовиться к нему должным образом он не успевает?

Он обязан совершить омовение и надеть чистую от нечистот (наджасы) одежду, даже если опасается пропустить обязательную пятикратную молитву. Если время намаза выйдет, он совершит этот намаз как возмещаемый.

 Когда у Посланника Аллаhа ﷺ спросили: «Какое из деяний является наилучшим?», он ответил: «Намаз, совершённый в начале его времени» (ат-Тирмизи).

Поэтому важно проявить максимум усердия, чтобы сохранять бдительность и готовиться к совершению намаза вовремя.

(«Хашияту Тахтави»)

4.Если ты сам совершил обязательный намаз, то можно ли совершить его заново коллективно (джамаатом)?

И есть ли разница в его совершении: следовать за имамом или же самому быть в качестве имама?

Можно повторно совершить, следуя за имамом, обеденный и ночной намазы. Повторно совершать за имамом утренний, послеобеденный и вечерний намазы нежелательно. Причина такого разделения в том, что повторный намаз будет считаться дополнительным (нафиль), так как обязательный уже исполнен первым намазом. И поскольку повторный будет считаться как дополнительный (нафиль), его нежелательно совершать после утреннего и предвечернего намазов, так же как и остальные дополнительные намазы (нафиль). А что касается нежелательности повтора вечернего намаза, то это потому что дополнительного (нафиль) намаза из нечётного количества ракаатов не бывает. После обеденного и ночного намазов нет нежелательности в совершении дополнительных намазов (нафиль), поэтому их повторное совершение, если при этом следовать за имамом, допускается.

Повторно совершать обязательный намаз в качестве имама не допускается, так как намаз имама в данном случае будет считаться дополнительным (нафиль), а тот, кто совершает дополнительный намаз (нафиль), не может быть имамом для тех, кто совершает обязательный (фард) намаз.

(«Хашияту Тахтави»)

5.Можно ли совершать намаз в маске, которая закрывает нос, и при земном поклоне (саджда) получается преграда?

Прикладывание носа к земле во время суджуда (земного поклона) в намазе является необходимым (ваджибом), однако эта преграда не нарушает намаз.

(«Мараки аль-Фалях»)

6.Можно ли называть детей такими именами, как Абдуннаби (Раб пророка), Абдуррасуль (Раб посланника), Аматуннаби (Рабыня пророка), Аматуссиддик (Рабыня ас-Сиддика) и т. п.?

Запрещено называть детей любыми именами, которые состоят из словосочетания, состоящего из слова «абд» (раб), «амат» (рабыня) и имени кого-либо, помимо имён Всевышнего. Недопустимо подобное и на других языках с аналогичным смыслом. Об этом ясно сказал имам Али аль-Кари в шархе на «Аль-фикх аль-Акбар». Также хадис, запрещающий такую практику, приводится в «Сунане» имама Абу Давуда и в других сборниках хадисов. Что касается присоединения слова «гулям» (слуга), то в этом нет запрета.

7.Если ребёнок родился живым, а затем сразу умер, дают ли имя умершему?

В книге «Маадин аль-Хакаик» говорится, что, по мнению имама Абу Ханифы, умершего ребёнка не нарекают именем. Однако по мнению его ученика, великого учёного Мухаммада, желательно дать имя. О желательности дать имя умершему ребёнку также говорится в книгах «Аз-Зад» и «Мафатих аль-Масаиль».

8.Дозволено ли смазывать голову новорождённого кровью животного, зарезанного в качестве акики?

Большинство учёных посчитали это действие нежелательным (карахат), поскольку так поступали люди времён джахилии (до прихода Пророка ﷺ). Так говорится в книге «Маталиб уль-Му’минин».

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62