20 апреля
2024 года
поделиться

Чистое сердце, какое оно?

Говоря о сердце, мы часто подразумеваем не только физический орган, но и некий духовный центр человека – источник чувств, желаний, устремлений человека.

С точки зрения религии сердце – особый духовный орган, с помощью которого человек может воспринимать свет от Всевышнего, различать ложь и истину, добро и зло. Этот духовный орган является ещё более важным, чем сердце в физическом смысле, ведь именно сердце является источником наших поступков: когда человек устремлён к добру и истине, то и поступки его будут соответствующими, а если его сердце притягивает к себе грех и ложь, то и совершать он будет грехи и дурные поступки.

В этом смысле также можно говорить о здоровом и больном сердце. Только под здоровьем здесь подразумевается сердце открытое, восприимчивое к истине, чистое от разного рода дурных мыслей и желаний, и, наоборот, сердце больное – это сердце, в котором обитают разного рода дурные устремления и желания.

Учёные, любимцы Аллаhа ﷻ (авлия), на протяжении веков подчёркивали важность очищения сердца, поскольку участь человека в будущей жизни будет зависеть именно от состояния его сердца – от тех желаний и поступков, которые из него исходили.

Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллаh ﷻ не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше, а смотрит Он на сердца ваши и ваши деяния» (Муслим).

В другом изречении Посланника Господа ﷺ говорится: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце» (аль-Бухари, Муслим).

Поэтому каждый верующий человек должен стремиться вовремя очистить сердце от всего греховного и опасаться предстать перед Господом с больным и чёрствым сердцем.

Как определить состояние сердца, болеет оно или нет?

Для определения состояния здоровья духовного сердца тоже есть множество признаков, по которым мы можем понять, здоровое у нас сердце или в нём уже развиваются различные душевные болезни.

В частности, следующие признаки, которые мы привели ниже, помогут нам обследовать, определить состояние нашего сердца.

Человек со здоровым сердцем много думает о благодеянии и больше устремляется к жизни будущей, чем к делам этого материального мира. Недаром в хадисе говорится, что верующий человек – странник в этом мире. Такой человек, без сомнения, может и должен заниматься делами этого мира, но ни одно из них не должно захватывать его сердце таким образом, чтобы он забывал Господа. Как говорят мудрые люди, он держит материальный мир в руках – но не в сердце.

Каждый совершённый грех человек должен рассматривать как главную неприятность в жизни – ведь, как мы уже сказали, каждый совершённый грех влияет на состояние сердца, и чем больше грехов, тем более больным становится наше сердце. В этом смысле Пророк ﷺ рассказал: «Если человек совершает грех, то на его сердце появляется чёрное пятнышко. Оставление греха, раскаяние в содеянном и просьбы о прощении у Господа удаляют с него это пятно. Если же человек повторяет тот же грех снова и снова, то пятно увеличивается до такой степени, пока не покроет всё сердце (беспросветной оболочкой)» (Ахмад).

Поэтому человек, стремящийся к здоровому сердцу, как можно скорее старается загладить свой проступок искренним раскаянием и совершением благих дел.

Настоящее удовольствие такому человеку доставляет только поклонение Всевышнему – более, чем любое другое удовольствие в мире, такое как еда или питьё либо супружеская близость.

Его истинное беспокойство заключается в том, как добиться довольства Создателя, и он прилагает к этому все усилия.

Человек сильно обеспокоен тем, как бы не потратить напрасно своё время. Он заботится об этом более, чем жадный и скупой человек беспокоится о том, как бы не потратить понапрасну хотя бы малость из своего имущества.

Ведь время – в отличие от денег или имущества – невосполнимый ресурс, который никак невозможно будет вернуть обратно. Время является одним из ключевых моментов, используемых для служения Господу. К сожалению, многие, забывая об этом даре Господа, не знают, как с пользой его потратить, так что они попросту «убивают» его.

Пророк ﷺ сказал: «Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока не спросится у него о четырёх вещах: о его жизни – как он её провёл, о его молодости – на что он её потратил, о знаниях – куда и как он их применил, об имуществе – как он его приобрёл и на что потратил» (ат-Тирмизи).

В другом хадисе сказано: «Есть два дара от Господа, которые многие люди не ценят по справедливости, – это здоровье и свободное время» (аль-Бухари).

Важно не просто быть целый день занятым каким-либо делом, а помнить о том, нужным ли делом я занимаюсь, не запретное ли оно, не сомнительное ли, не является ли это пустым времяпровождением. Обратить внимание на искренность намерения при совершении благих дел: для чего это делаем, ради довольства Всевышнего или хотим похвастаться, показаться щедрым перед людьми? Всё это имеет большое значение для верующего человека.

Что же делать, если мы обнаруживаем, что с нашим сердцем не всё в порядке и оно нуждается в лечении?

Выше мы уже сказали, что сердце черствеет от дурных мыслей, слов и поступков. Значит, человеку, который беспокоится о чистоте сердца, следует искать духовного «лекаря», учителя, который поможет ему избавиться от этих болезней сердца. Этими учителями являются духовные наставники, шейхи тариката (тасаввуфа) – науки искренности перед Всевышним, очищения духовного сердца от болезней, таких как лицемерие, зависть, скупость, ненависть и злоба, самодовольство и показуха, и многие другие. Да одарит Всевышний всех искренностью в поклонении и поможет найти на этом пути истинных духовных наставников. Аминь.

(«Танбих ул-Гафилин», «Анвар уль-Мухаммадия»)

Мухаммад-фарук Азимов. Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу