29 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

Благословенный сподвижник из Йемена

Вернувшись из прощального паломничества, Пророк  тяжело заболел. Весть об этом разнеслась по всей Аравии.

От исламской веры тут же отказались аль-Асвад аль-Анси в Йемене, Мусайлима в аль-Ямаме и Тулайха аль-Асади. Все три лжеца объявили себя пророками, каждый из которых был якобы послан своему народу подобно тому, как Мухаммад ибн Абдулла ﷺ был послан курайшитам.

Аль-Асвад аль-Анси был священнослужителем-шарлатаном с чёрной душой, затаившим зло на мусульман. Он отличался большой физической силой и крупным телосложением.

Наряду с этим аль-Асвад был весьма неглуп и обладал поразительным даром красноречия. Своими речами он завладевал умами людей, искушая некоторых из них деньгами, высоким положением и должностями.

В то время в Йемене большим влиянием пользовались «сыновья» во главе с Файрузом ад-Дайлами رضي الله عنه, сподвижником Посланника Аллаhа ﷺ. «Сыновьями» называли тех, чьи отцы были персами, которые покинули свою страну и переселились в Йемен, а матери – арабками.

Старшим среди них был Базан, он управлял Йеменом ещё при персидском хосрое. Уверовав в Пророка ﷺ и его религию, Базан отказался повиноваться хосрою и вместе со своим народом перешёл в религию Единого Господа. Пророк ﷺ оставил ему должность наместника, и он правил своим народом до самой смерти, которая постигла его незадолго до появления аль-Асвада аль-Анси.

Сразу после паломничества Пророк ﷺ разослал по всей Аравии сборщиков закята, чем очень были недовольны мазхиджиты, несколько лет претендовавшие на господство в Северном Йемене. Недовольству нужно было лишь найти удобную форму выражения, чтобы изгнать эмиссаров Посланника Господа ﷺ, и аль-Асвад из племени Анс поднял восстание, объявив себя пророком.

Первым на призыв аль-Асвада аль-Анси откликнулся его народ из Бану Мазхид. Вместе с ними он выступил в поход на Сану (ныне столица Йемена), убил наместника в Йемене Шахра ибн Базана и забрал его жену Дазу себе в жёны.

Постепенно аль-Асвад приобрёл большое влияние, и его призыв распространился подобно огню, бушующему в сухом хворосте.

Как только до Пророка ﷺ дошли новости о вероотступничестве аль-Асвада и распространении его влияния в Йемене, он сразу же направил туда десять сподвижников с посланиями к надёжным соратникам. В этих посланиях он призвал их встать грудью на пути дикой смуты и насилия над верой.

Каждый, кто получил послание Пророка ﷺ, ответил с воодушевлением на его призыв и немедленно принялся выполнять приказ.

Первым на призыв Пророка ﷺ откликнулся Файруз ад-Дайлами, а также его сторонники из «сыновей».

Файруз рассказывал: «Я и мои сторонники из “сыновей” ни на одну секунду не допускали ни малейшего сомнения в истинности религии Всевышнего. Все мы выжидали подходящего случая, чтобы дружно выступить против аль-Асвада и любым способом покончить с ним».

Достигнутый успех вскружил голову аль-Асваду аль-Анси, он стал высокомерным и тщеславным. Надменным и жестоким он стал также по отношению к командующему своей армией Кайсу ибн Абд Ягусу. Аль-Асвад стал так плохо обращаться с ним, что тот даже начал опасаться за свою жизнь.

Файруз далее рассказывал: «Вместе со своим двоюродным братом Дазавайхом я отправился к Кайсу, где мы изложили ему содержание послания Пророка ﷺ и призвали его “съесть этого человека на обед”, так как в противном случае он “съест самого Кайса за ужином”».

Кайс с готовностью откликнулся на наш призыв, рассказав нам всю правду, добавив, что Всевышний послал ему нас подобно подарку. На этой встрече мы договорились втроём выступить против лжепророка изнутри, в то время как другие наши братья выступят извне.

Мы сочли также целесообразным привлечь к делу мою двоюродную сестру Дазу. Придя во дворец аль-Асвада, я встретился там с ней и сказал:

– Сестра, ты знаешь, сколько вреда и зла причинил этот человек тебе и всем нам. Он убил твоего мужа, обесчестил женщин твоего племени, погубил многих мужчин и захватил власть. В послании, которое Пророк ﷺ направил нам в частности и всему йеменскому народу в целом, он призывает нас покончить с этой смутой. Будешь ли ты помогать нам в этом?

– В чём же я должна помочь вам? – спросила Даза.

– В его устранении, – ответил я.

– Я готова помочь вам даже в его убийстве, – сказала она.

– Клянусь Аллаhом ﷻ, я имел в виду именно это, но боялся сказать прямо!

Не сдерживая своих чувств, Даза продолжила:

– Клянусь Тем, кто послал Мухаммада ﷺ с истиной, я ни на мгновение не сомневалась в моей религии! Господь не создал на Земле более гнусного человека, чем этот шайтан (сатана). С тех пор как я увидела его, он был нечестивым развратником и творящим беззаконие грешником.

Я спросил:

– Как же убить его?

Даза ответила:

– Это очень осторожный и предусмотрительный человек. Каждый уголок в замке очень тщательно охраняется, за исключением дальней нежилой комнаты, стена которой выходит в пустыню. После наступления темноты сделайте подкоп под эту комнату, в которой я оставлю для вас оружие и светильник. Сама я тоже буду ждать вас здесь. Затем вы проникнете к аль-Асваду и убьёте его.

Я усомнился:

– Очень сложно сделать подкоп в комнату в этом замке, ведь он тщательно охраняется. Любой случайный прохожий может поднять тревогу и вызвать охрану. А последствия этого могут быть самые печальные…

– Ты совершенно прав, – согласилась Даза. – Но у меня есть предложение.

– Какое? – спросил я.

Она ответила:

– Пришлите мне завтра своего надёжного человека под видом рабочего. Я прикажу ему сделать подкоп из самой комнаты наружу, но не до конца. Затем вы снаружи под покровом темноты очень быстро завершите его, не прилагая особых усилий.

– Это толковая мысль, – согласился я.

Затем я удалился и, придя к своим друзьям, сообщил им о нашем с Дазой плане, который они одобрили, и с этого часа мы стали готовить всё необходимое для его исполнения.

Под покровом ночи в указанный час я вместе со своими друзьями направился к месту подкопа. Быстро обнаружив его, мы проникли внутрь комнаты, где взяли приготовленное оружие, зажгли светильник и стали пробираться в покои аль-Асвада. У его двери стояла моя двоюродная сестра, которая указала нам её. Когда я зашёл в спальню, аль-Асвад спал, оглашая комнату своим храпом.

Я полоснул бритвой по его шее, и он захрипел, как бык, а затем забился в конвульсиях подобно зарезанному верблюду.

Услышав предсмертный хрип аль-Асвада, его охрана ворвалась с криками:

– Что происходит?!

Моя двоюродная сестра ответила им:

– Успокойтесь и уходите. К пророку снизошло божественное откровение.

И охранники удалились.

Мы оставались в замке до самого рассвета, а затем, поднявшись на одну из стен, я провозгласил:

– Аллаhу Акбар! Аллаhу Акбар!

Затем я продолжил призыв к намазу, сказав:

– Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаhа ﷻ, свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ, и свидетельствую, что аль-Асвад аль-Анси – лжец!

Это как раз и было нашим паролем.

Со всех сторон верующие стали стекаться к замку. Встревоженная моим призывом охрана бросилась вперёд, и между обеими сторонами произошло столкновение.

Со стены дворца я бросил им голову аль-Асвада…

Увидев её, сторонники лжепророка были потрясены, их боевой дух испарился. Воодушевлённые же этим зрелищем верующие дружно бросились на врага и покончили с ним ещё до полного восхода солнца.

Утром мы направили послание Пророку ﷺ, в котором сообщили ему радостную весть о гибели лжепророка.

Когда наши гонцы прибыли в Медину, то им сообщили, что Посланник Аллаhа ﷺ той ночью покинул этот мир.

Однако через Божественное откровение он получил известие о смерти аль-Асвада в ту ночь. Посланник Аллаhа ﷺ сказал сподвижникам:

– Вчера ночью был убит аль-Асвад аль-Анси. Его убил благословенный человек.

Его спросили:

– А кто это, о Посланник Аллаhа ﷺ?

– Файруз, – ответил он. – Файруз одержал победу».

Адиль Ибрагимов