28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 2.1.2023 (по Шафии)

1.Разрешается ли женщинам руководить коллективным намазом женщин, и что им необходимо учитывать при этом?

Женщинам совершать намазы желательно коллективно, имамом для них может быть как мужчина, так и женщина. Коллективным намазом мужчин женщины руководить не вправе.

Коллективный намаз женщинам предпочтительнее совершать дома, а не в мечети.

Если коллективным намазом женщин руководит женщина, то ей так же, как и мужчинам, желательно сделать намерение руководить коллективным намазом — для получения за это вознаграждения.

Однако даже если она не сделает такого намерения, её намаз будет действительным, но награды за совершение коллективного намаза она не получит. А женщины, совершающие за ней намаз, обязательно должны сделать намерение на коллективную молитву или следовать за имамом.

При совершении коллективного намаза женщине, выступающей в нём имамом, нежелательно выходить вперёд, как это делает мужчина-имам, она должна оставаться в середине первого ряда наравне с другими женщинами или незначительно выступить вперёд.

В намазах, совершаемых вслух, женщине, руководящей молитвой, разрешается читать громко ровно настолько, чтобы её голос слышали женщины, совершающие за ней молитву, а повышать голос подобно мужчинам — нежелательно. Если она повысит голос в присутствии посторонних мужчин, это не нарушит намаз, но является нежелательным.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-фатава аль-Мутамада»)

2.Можно ли завещать всё своё имущество?

Нежелательно завещать больше одной трети своего имущества.

Сообщается, что Саад رضي الله عنه однажды спросил Пророка ﷺ: «Я хочу завещать своё имущество, ведь у меня только одна дочь. Завещать ли мне половину моего имущества?» Пророк ﷺ ответил: «Половина — это много». Когда Саад رضي الله عنه опять спросил: «А треть?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Треть, но и трети будет много».

Завещать больше одной трети своего имущества нежелательно. Желательно, чтобы размер завещанного имущества составлял меньше одной трети от общего размера имущества хотя бы на какую-то часть.

Если человек завещал более одной трети своего имущества и наследник после смерти завещателя не согласится с таким завещанием, то на ту часть имущества, которая превышает одну треть, завещание аннулируется, по единогласному мнению учёных, так как она рассматривается как имущество наследника.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

3.Можно ли одолжить доллары с условием, что в случае падения курса заёмщик вернёт их по курсу, который был актуален в момент займа?

Указывать в договоре займа подобное условие не дозволено, так как оно превращает договор займа в ростовщичество. Если всё же такое условие будет указано в договоре займа, то оно не подлежит исполнению.

Также запрещено заимодавцу требовать у заёмщика разницу в цене, возникшую из-за падения курса валюты, даже если изначально такое условие не было обговорено.

Если же курс валюты поднимется ко времени возврата долга, заёмщик не имеет права возвращать его из расчёта действующего курса на момент возврата.

Например, если кто-то взял в долг 100 долларов, когда курс составлял 70 рублей за один доллар, а к моменту возврата долга он поднялся до 80 рублей, заёмщик не имеет права рассчитываться по действующему курсу, ограничившись возвратом 87,5 доллара, ссылаясь на то, что если в день займа 100 долларов были эквивалентны семи тысячам рублей, то в день возврата 7 тысяч рублей стали эквивалентны 87,5 доллара.

Делать это запрещено независимо от того, является это условием договора займа или нет.

Однако если договор займа изначально не содержал вышеуказанные запретные условия и в случае падения курса заёмщик по доброй воле в качестве благодарности вернёт больше положенной суммы, или заимодатель ввиду повышения курса простит часть долга, это дозволено и даже похвально.

Вышесказанное обосновано тем, что любая валюта, взятая в долг, должна возвращаться к заимодателю ровно в том количестве, в котором её брали, независимо от того, как меняется курс.

(«Аль-икна фи хилли алфаз Аби Шуджа», «Карар маджлиси аль-маджама аль-фикхи»)

4.К какой категории грехов относится невыплата закята?

По мнению имамов Ибн Хаджара и ар-Рамли, невыплата даже незначительной части закята является большим грехом.

В качестве довода вышесказанному они приводят следующий хадис. Передают со слов Абу Хурайры رضي الله عنه, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В День воскресения богатство, дарованное Всевышним тому, кто не выплачивал с него закят, предстанет перед ним в образе плешивого ядовитого змея с двумя чёрными пятнами на глазах, который обовьётся вокруг него, вопьётся ему в щёки и скажет: “Я твоё богатство, я твоё сокровище”» (аль-Бухари).

(«Аль-фатава аль-Мутамада»)

5.В какой момент нужно совершить таяммум (сухое омовение — очищение землёй или песком) при совершении большого или малого омовения человеку, у которого наложен гипс?

При наложенном гипсе и в состоянии полного осквернения можно совершить таяммум для большого омовения как в начале, так и в конце него. Однако предпочтительнее совершать таяммум в начале купания.

Что касается человека с наложенным на одну из частей тела гипсом, которому необходимо совершить малое омовение, то, по более достоверному мнению, ему нельзя совершать таяммум в начале или в конце омовения. Он обязан соблюсти порядок очерёдности и совершить таяммум тогда, когда дойдёт до повреждённой части тела.

Если совершить таяммум, не дойдя до неё, то такое сухое очищение будет недействительным. Таяммум, совершённый после омовения, действителен, но необходимо повторно омыть те части тела, которые были омыты после повреждённой части тела.

Однако при совершении малого омовения, дойдя до повреждённой части тела, можно омыть здоровую область, а затем совершить таяммум, или сначала совершить таяммум, а затем омыть здоровую часть. Но предпочтительнее сначала совершить таяммум, а затем омыть здоровую область, если гипс наложен на одну из частей тела, которая должна быть очищена таяммумом (лицо и руки, включая локти), чтобы вода смыла пыль от таяммума.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»)

6.Можно ли использовать золотую или серебряную посуду?

Использование и хранение золотой или серебряной посуды запрещено как мужчинам, так и женщинам. Данное решение относится ко всем видам золотой или серебряной посуды, независимо от её размеров.

Использовать посуду, покрытую слоем золота или серебра, дозволено только в том случае, если он будет настолько незначительным, что при нагревании на огне или другими способами с неё ничего не будет отделяться.

Ставить латку из золота на посуду запрещено независимо от размеров или цели. Также запрещено ставить большую серебряную латку только для красоты или частично для нужды, частично для красоты. Однако дозволена маленькая серебряная латка по необходимости.

Нежелательно ставить маленькую серебряную латку для красоты, или маленькую — частично для красоты, частично по необходимости, и большую латку — по необходимости.

(«Мугни аль-Мухтадж», «Хашия ат-Тармаси»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).