20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Вторая встреча жителей Медины с Пророком ﷺ

В 13-м году от начала пророчества (июнь 622 г. н. э.) для совершения обрядов хаджа в Мекку из Ясриба (прежнее название Медины) прибыли более семидесяти мусульман.

Они приехали туда вместе с паломниками — своими соплеменниками, всё ещё остававшимися многобожниками. Находясь в пути, они спрашивали друг друга: «Сколько ещё мы будем позволять Посланнику Господа скитаться в горах Мекки, пребывая в изгнании и испытывая страх?»

Прибыв в Мекку, они несколько раз тайно связывались с Пророком ﷺ и в конце концов договорились о встрече с ним в дни ташрика (три дня после Курбан-байрама — 11-го, 12-го, 13-го числа месяца Зуль-Хиджа) в ущелье Мина, договорившись также и о том, что эта встреча пройдёт в полной тайне под покровом ночи.

Один из предводителей ансаров — Кааб бин Малик аль Ансари — рассказывал об этой встрече, которая изменила весь ход истории распространения религии Всевышнего:

— Мы отправились в хадж, и Посланник Господа ﷺ пообещал нам встретиться с нами в один из дней ташрика. В назначенную ночь среди нас находился один из наших вождей — Абдуллах бин Амр. Мы взяли его с собой, хотя и скрывали свои намерения от наших соплеменников, являвшихся многобожниками. Обращаясь к нему, мы сказали: «О Абу Джабир, поистине, ты один из наших вождей и представителей знати, и мы призываем тебя отказаться от веры в идолов, чтобы завтра не стать топливом для адского огня!» А потом мы призвали его к вере в Единого Господа и рассказали о Посланнике Аллаха r и предстоящей встрече с ним. Он принял всё то, что мы ему сказали, был с нами в Акабе и стал одним из старшин.

Долгожданная встреча с Пророком

В эту ночь мы легли спать со всеми остальными нашими соплеменниками на наших стоянках, а когда истекла треть ночи, мы покинули их для встречи с Пророком ﷺ, пробираясь мимо них незаметно, как куропатки, и собравшись в ущелье у Акабы. Нас было семьдесят три человека мужчин и две женщины: Умму Амара Нусайба бинт Кааб и Умму Мани Асма бинт Амр. Собравшись в этом ущелье, мы ожидали Посланника Господа ﷺ, пока он не пришёл к нам вместе со своим дядей аль-Аббасом бин Абд аль-Мутталибом, который в то время ещё исповедовал религию своих соплеменников, однако аль-Аббас захотел принять участие в делах своего племянника. Он решил ещё раз удостовериться в серьёзности их намерений и заговорил первым.

Начало разговора

После того как все собрались, начались переговоры относительно заключения религиозного и военного союза. Аль-Аббас, который хотел со всей откровенностью объяснить этим людям, сколь серьёзная ответственность ляжет на их плечи, если они заключат этот союз, сказал:

— О хазраджиты (арабы называли хазраджитами всех жителей Медины, в том числе и представителей племени Авс), вам известно, какое положение занимает среди нас Мухаммад ﷺ. Он пользуется уважением своих соплеменников и неприкосновенностью в своём городе. Поистине, он отказался присоединяться к кому бы то ни было, кроме вас, и если вы считаете, что сможете выполнить то, ради чего зовёте его, и защитить его от врагов, делайте то, на что вы вызвались. Если же вы задумали оставить его без помощи после того, как он уйдёт с вами, то оставьте его сейчас, ибо в своём городе он находится под нашей заботой.

Кааб сказал:

— Мы слышали то, что ты сказал, о дядя Пророка ﷺ. А теперь говори ты, о Посланник Аллаха ﷺ, и бери с нас для себя и для твоего Господа любые клятвы, какие захочешь!

Этот ответ указывал на их решимость, смелость, веру и искреннюю готовность взять на себя эту огромную ответственность и встретить лицом к лицу возможные опасности, связанные с этим. После этого Пророк ﷺ сказал им то, что хотел, и они принесли клятву.

Пункты клятвы

Со слов Джабира رضي الله عنه приводится:

— Мы спросили: «О Посланник Аллаха ﷺ, в чём мы должны поклясться тебе?» Он ответил: «Первое — в том, что вы будете слушать и повиноваться мне при всех обстоятельствах. Второе — в том, что будете расходовать свои средства в бедности и богатстве. Третье — в том, что будете побуждать к одобряемому верой и удерживать от порицаемого. Четвёртое — в том, что будете служить Господу, невзирая на порицания порицающего. Пятое — в том, что будете поддерживать меня, когда я прибуду к вам, и защищать меня от того же, от чего защищаете самих себя, ваших жён и детей. Наградой за это вам будет от Всевышнего — Рай» (Ахмад, аль-Хаким и Ибн Хиббан).

Услышав это, аль-Бара бин Марур первым взял его за руку и сказал: «Да, клянусь Тем, кто послал тебя с истинным пророчеством, мы непременно будем защищать тебя, как защищаем самое дорогое для нас, прими же от нас клятву, о Посланник Аллаха ﷺ! Клянусь Аллахом ﷻ, мы прирождённые воины и надёжные люди, и это передаётся у нас из поколения в поколение!»

Тут Аб уль-Хайсам бин ат-Тайхан перебил аль-Бара и сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, поистине, нас связывают с этими людьми (имеются в виду иудейские племена, жившие в Медине и её окрестностях) определённые узы, которые нам придётся разорвать. Не получится ли так, что если мы сделаем это, а потом Всевышний поможет тебе и ты вернёшься к своим соплеменникам, то нас покинешь?» Тогда Пророк ﷺ улыбнулся и сказал: «Нет, и в жизни, и в смерти мы будем вместе; я буду с вами, а вы — со мной, и я стану сражаться с теми, с кем станете сражаться вы, и жить в мире с теми, с кем в мире будете вы».

Заключение соглашения

После утверждения всех пунктов этого соглашения, выяснений и заверений люди стали скреплять клятву рукопожатием. Джабир رضي الله عنه рассказывал: «Мы подходили к нему один за другим, а он брал с нас клятву, обещая нам за это Рай». Что касается двух женщин, присутствовавших на этой встрече, то они дали клятву только устно, так как Посланник Господа ﷺ не пожимал рук посторонним женщинам.

Двенадцать старшин

После заключения этого соглашения Посланник Аллаха ﷺ попросил собравшихся выбрать двенадцать предводителей, которые стали бы старшими среди своих соплеменников и несли ответственность за выполнение всех условий. И их сразу же выбрали. Девять этих старшин были из племени Хазрадж, а трое — из племени Авс. Старшины из числа хазраджитов: Асад бин Зурар, Саад бин ар-Раби, Абдуллах бин Раваха, Рафи бин Малик, аль-Бара бин Марур, Абдуллах бин Амр, Убада бин ас-Самит, Саад бин Убада, аль-Мунзир бин Амр.

Старшины из числа авситов: Усайд бин Худайр, Саад бин Хайсама, Рифаа бин Абд аль-Мунзир.

После выбора этих старшин Пророк ﷺ взял с них ещё одну клятву как с ответственных руководителей и сказал им: «Вы должны опекать своих соплеменников подобно апостолам Исы (Иисуса) عليه السلام сына Марьям, а я буду заботиться о своих соплеменниках», имея в виду уверовавших, и они сказали: «Да».

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов