27 февраля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Моральная сущность человека

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Все эти нормы можно подразделить на три категории: этика (адабы) по отношению к Создателю, этика в отношении Пророка и этика по отношению к остальным творениям Всевышнего. Данные категории подразделяются на явные и скрытые.

Этика в отношении Господа в первую очередь заключается в исповедовании Его религии должным образом. Также это проявляется в смиренности, ощущении стыда за своё слабое стремление соблюдать Его веления и запреты. В размышлении о Его творениях, замечании во всём, что нас окружает, Его воли и могущества. В стремлении к чистоте поклонения, проявлении благодарности и признательности Ему за все блага. В довольстве всем, что творится вокруг тебя, проявлении милосердия ко всем творениям Господа. В надежде на милость и в страхе перед Его гневом.

Этика в отношении Пророка ﷺ заключается в подчинении его велениям, изучении его жизненного пути с целью следования его Сунне, принятии открытым сердцем всего, с чем он пришёл к нам от Всевышнего Господа, предоставлении его мнению приоритета над своим.

В чём заключается этика по отношению к творениям Господа? В первую очередь в умении отдавать должное всем, кто окружает нас. Так, к родителям нужно проявлять особенное отношение, которое мы не проявляем в отношении других. То же самое по отношению к друзьям, старшим, супругам, детям, соседям, горожанам, ко всем остальным людям в зависимости от ситуации, положения и состояния.

Есть этика в отношении наших деяний на работе, в быту, дома, на отдыхе, в поклонении, общении с окружающими, этика принятия пищи и т. д.

Минимум из этики, который необходимо соблюдать

Следует думать позитивно и иметь лишь хорошее мнение о всех людях. Этого можно добиться, освобождая свой духовный мир от плохих мыслей посредством мольбы ко Всевышнему за всех людей, в том числе за оппонентов и недоброжелателей. Этого также можно добиться, прислуживая или же помогая им, чувствуя их право на это, так как они, в общем понимании, твои братья. Также проявляя терпение, кротость и сдержанность, так как они, по сути, всего лишь инструменты или же предметы, через которые до тебя доходит всё, что было предопределено Господом, — и хорошее, и плохое. Они, по сути, — ассистенты, назначенные для проведения твоего жизненного испытания и экзамена.

Верующий должен знать истинную цену молчания и говорить только благое, поминать Творца (зикр), читать Коран или побуждать ко всему хорошему в форме наставления и примирения людей.

Каждый верующий в Господа человек будет искать для своего окружения лишь тех, кто положительно влияет на него, кто помогает ему стать праведным. Следует воздержаться от доставления дискомфорта любому человеку, словом или делом.

Он должен следить за тем, что и сколько ест. Еда, принятая после появления чувства сытости, приводит к лени в поклонении, а плохая еда (приготовленная нечистоплотно или приобретённая на недозволенные средства) приводит к плохим последствиям, и, наоборот, чистая еда — к чистоте поклонения.

Каждый человек должен заботиться о предоставленном ему Господом времени жизни. Лучший способ правильного распределения времени — это заняться тем, что насущно необходимо именно на данный момент.

Чистоты деяний можно добиться, представляя, что это деяние совершается в последний раз и не будет иного шанса и возможности.

Стоит помнить, что хорошего отношения к другим можно добиться, в первую очередь уберегая их от собственного вреда, а затем уже стараться делать им благо.

Амир Мевлютов, доктор исламских наук