27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Бедуин с браслетами персидского императора

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Возвращаясь, Сурака встретил людей, которые вели погоню за Посланником Аллаха . Он сказал им:

— Возвращайтесь назад! Я тщательно обыскал всю местность и не нашёл их. Вы же не сомневаетесь в моём искусстве замечать любые следы?

Услышав это, люди вернулись. Сурака скрывал от всех свою встречу с Мухаммадом ﷺ и его спутником до тех пор, пока не убедился, что оба они благополучно добрались до Медины и им не грозит нападение курайшитов. После этого он рассказал всем о том, что случилось с ним. Когда Абу Джахль узнал о встрече Сураки бин Малика с Пророком ﷺ, то обвинил его в малодушии и трусости и осудил за то, что он упустил такой удобный случай разбогатеть.

Отвечая на эти упрёки, Сурака сказал:

— О Абу Хакам, если бы ты видел, что случилось с моим конём, когда его ноги вросли в землю, то у тебя не осталось бы ни малейшего сомнения, что Мухаммад ﷺ действительно является Посланником Господа ﷺ. А кто может выстоять против Посланника Всевышнего?

И вот прошли годы…

Пророк Мухаммад ﷺ, который изгоем и обездоленным покинул Мекку под покровом темноты, сегодня возвращается в свой родной город победоносным завоевателем, окружённый тысячами сияющих клинков и острых грозных копий…

И вот он встречается с вождями курайшитов, которые в прошлом отличались беспримерной чванливостью и бахвальством, а сейчас, трепеща от страха, испрашивают милосердия у Пророка ﷺ.

На вопрос Посланника Господа ﷺ:

– О, курайшиты, как вы думаете, что я сделаю с вами?

Они сказали:

– Ты почтенный наш брат и сын почтенного брата…

Пророк ﷺ сказал:

— Идите, вы абсолютно свободны…

Собравшись, Сурака ибн Малик направился к Посланнику Господа ﷺ, чтобы объявить ему о своём принятии веры в Единого Бога и признании его пророчества. Он захватил с собой также ту самую грамоту, написанную ему десять лет назад.

Сурака рассказывал:

«Прибыв к Пророку ﷺ в Джиарану (местность на северо-востоке Мекки), я стал продираться через ряды ансаров (жителей Медины), пока не приблизился к Посланнику Аллаха ﷺ, который восседал на своей верблюдице. Подняв руку с грамотой, я воскликнул:

— О Посланник Аллаха ﷺ! Я Сурака ибн Малик, и со мной твоя грамота…

Посланник Господа ﷺ сказал:

— Подойди, о Сурака! Подходи поближе. Сегодня день исполнения обещаний и благодеяний.

Представ перед Пророком ﷺ, я провозгласил слова свидетельства (шахаду) о вере в Единого Господа и пророчество Мухаммада ﷺ. После этого Пророк ﷺ щедро облагодетельствовал меня, одарив различными подарками».

Всего лишь через несколько месяцев после этой встречи Господь забрал Посланника Господа ﷺ к Себе.

Сильнейшая скорбь охватила Сураку. Он представил себе тот день, когда намеревался убить Пророка ﷺ за сто верблюдиц, а теперь верблюды всего мира не стоили даже обрезка его ногтя.

Исполнение завещания Пророка

Сурака стал повторять слова, сказанные ему когда-то Посланником Аллаха ﷺ: «Как ты будешь выглядеть, о Сурака, если наденешь браслеты хосроя?»

В его душе не было ни малейшего сомнения в том, что он наденет на себя эти браслеты.

Через некоторое время халифом после Абу Бакра رضي الله عنه стал аль-Фарук — Умар ибн аль-Хаттаб رضي الله عنه.

В его благословенную эпоху армии уверовавших, подобно неукротимому вихрю, вторглись в персидское царство.

Они брали приступом крепости, громили целые армии, сотрясали царский трон и захватывали богатейшую добычу. Это продолжалось до тех пор, пока Всевышний не ликвидировал руками верующих царство хосроев.

В один из последних дней правления халифа Умара رضي الله عنه в Медину прибыли гонцы Саада ибн Абу Ваккаса رضي الله عنه с радостной вестью о победе.

Они привезли с собой в общественную казну пятую часть добычи, полученные трофеи в войне во имя Господа.

Умар رضي الله عنه с изумлением взирал на принесённые ему трофеи. Среди них была украшенная жемчугом корона хосроя, его вышитая золотом одежда и царская перевязь, усыпанная драгоценными камнями. Там же находились его браслеты изумительной работы и множество других ценностей.

Поворошив эти сокровища своим посохом, Умар رضي الله عنه огляделся, а затем произнёс:

— Воины добыли это для честных людей.

Присутствовавший при этом Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه заключил:

— Если ты добродетелен, то добродетельны и твои подопечные, о вождь правоверных. А если бы ты незаконно присваивал имущество людей, то так поступали бы и они.

Призвав к себе Сураку ибн Малика, Умар رضي الله عنه одел его в рубашку, шаровары, туфли хосроя, а также надел на него его пояс с мечом и кафтан. Водрузив на голову Сураки царскую корону, халиф надел на него браслеты хосроя, те самые, о которых много лет назад говорил Пророк ﷺ.

После этого все присутствующие стали восклицать: «Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!» («Аллах ﷻ Велик!»)». Оглядев Сураку, Умар رضي الله عنه воскликнул:

— Хвала Всевышнему! Маленький араб из рода Бану Мадладж надел на голову корону хосроя, а на руки — его браслеты!

Подняв голову к небу, Умар رضي الله عنه воскликнул:

— О Аллах ﷻ,  этого не случилось во время жизни Твоего Любимого Пророка ﷺ, которого Ты любил и уважал больше, чем меня. Ты не дал этому случиться во время правления Абу Бакра رضي الله عنه, которого Ты также любил и уважал больше, чем меня. И вот Ты дал мне увидеть всё это! Умоляю Тебя, чтобы этот дар не стал для меня Твоим наказанием.

Умар رضي الله عنه не поднялся со своего места, пока не поделил все сокровища между всеми уверовавшими.

Невозможно противостоять воле Господа

История сподвижника Сураки ярко демонстрирует бесперспективность борьбы с решением Всевышнего, которое, несомненно, будет доведено до конечной цели и исполнится. Как бы ни пытались мекканские язычники противостоять отъезду Пророка Мухаммада ﷺ в Медину, все их старания оказались тщетными, как пылинка, унесённая ветром. Причём для этого не потребовалось человеческих ресурсов, вооружённых людей и ангелов с небес. Войско Творца — повсюду, и оно представлено растительным и животным мирами, флорой и фауной.

Вооружённые до зубов курайшиты не вошли в пещеру Савр, где укрывались Пророк ﷺ и Абу Бакр رضي الله عنه, только потому, что вход в неё был затянут тоненькой сетью паутины, а вблизи располагались голуби. Сурака не смог угнаться за Пророком ﷺ и его спутниками потому, что его конь чудесным образом увязал в песке. Всё это говорит о том, что на борьбу с язычниками Всевышний бросил крошечные силы, и этого оказалось вполне достаточно.

Адиль Ибрагимов