20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.15.2023 (по Шафии)

1.Известно, что при обнаружении недостатка в купленном товаре он подлежит возврату, а как быть в случае, если товар повредится у покупателя, а затем он обнаружит недостаток,

который был в нём до покупки?

Если покупатель повредит купленный товар и обнаружит недостаток, который присутствовал в нём до покупки, то право возврата из-за прежнего брака (хияр аль-айб) пропадает, так как товар был куплен с одним недостатком и не может быть возвращён с двумя.

Учитывая, что покупатель не может вернуть товар, пользуясь правом возврата, так как товар уже не находится в том состоянии, в каком был на момент покупки, продавец и покупатель могут прийти в добровольном порядке к одному из следующих соглашений, которые отвечают интересам обеих сторон:

– продавец принимает товар без компенсации за недостаток, который появился в нём, пока он находился у покупателя;

– покупатель оставляет товар себе, несмотря на прежний недостаток;

– если продавец не согласится принять товар с новым недостатком без компенсации, покупатель компенсирует разницу в стоимости за новое повреждение и возвращает продавцу;

– если покупатель не согласится оставить товар без компенсации за прежний недостаток, то продавец возмещает разницу за прежний недостаток, а товар остаётся у покупателя.

Стороны имеют право добровольно прийти к одному из вышеназванных решений, даже если оно не имеет юридической силы (нельзя обязать стороны принять одно из решений).

В случае несогласия сторон с данными решениями религиозное решение выносится в пользу той стороны, которая хочет сохранить сделку, и его исполнение – обязательно.

Например, если покупатель потребует оставить товар себе, но при условии компенсации за прежний недостаток, то продавец обязан ответить его требованию. В данном случае продавец не имеет права отказываться от данного решения и обязан оставить товар покупателю, компенсируя разницу в стоимости из-за прежнего недостатка.

В случае когда покупатель захочет вернуть товар продавцу с компенсацией за новый недостаток, а продавец потребует оставить товар покупателю с компенсацией за прежний недостаток, выполняют требование продавца, так как в обоих случаях такой порядок решения спора сохраняет сделку.

(«Мугни аль-Мухтадж»)

2.Можно ли давать милостыню неверующему, и получает ли мусульманин за это вознаграждение?

Добровольная милостыня в Исламе является сунной Пророка ﷺ. Предпочтительнее давать её благочестивым и нуждающимся людям. Однако можно дать и богатому человеку, но ему нежелательно принимать её. Давать милостыню неверующим и нечестивцам – желательно, и за это следует вознаграждение.

Доводом для последнего служит хадис Пророка ﷺ, переданный от Абу Хурайры رضي الله عنه: «Некий человек шёл по дороге, и его одолела сильная жажда. Увидя колодец, он спустился в него и напился. А когда вылез, увидел собаку. Высунув от жажды язык, она ела мокрый песок. Человек подумал: “Эта собака страдает из-за жажды так же, как и я”. Он спустился в колодец, набрал в сапог воды, и, держа его зубами, выбрался на поверхность и напоил её. Всевышний отблагодарил его и простил ему грехи». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаhа ﷺ, значит, для нас есть награда и в этих животных (в оказании им помощи)?» Он ответил: «В каждой влажной печени (живом существе) есть награда» (аль-Бухари, Муслим).

 («Тухфат аль-Мухтадж», шарх «Хашия аш-Ширвани», «Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб»)

3.Имеет ли право муж запретить жене зарабатывать, не покидая предоставленный им дом?

Муж не имеет права запрещать жене заниматься в пределах дома любой дозволенной деятельностью, независимо от того, зарабатывает она этим или нет, исключая случаи, когда:

1) работа мешает выполнению супружеского долга, например, утомляет так, что у неё не остаётся сил, или когда она работает в доме мужа с людьми, в присутствии которых ему будет неудобно позвать её для уединения;

2) жена занимается, например, торговлей на дому и покупатели заходят в его дом.

Однако если жена сможет исключить эти моменты из своей работы, то муж не может запретить ей работать для получения личной прибыли.

Необходимо учесть, что если жена ухаживает за детьми и её работа будет мешать уходу за ними, то она может возложить на кого-либо полностью или частично уход за детьми или свою работу.

(«Хашия аль-Джамал», «Ианат ат-Талибин», «Мугни аль-Мухтадж»)

4.Должны ли дети выплачивать долги родителей после их смерти?

Дети долги родителей не наследуют. В случае смерти человека имеющиеся у него долги, согласно религиозным правилам, возмещаются с оставленного им имущества, как это прописано в достоверных источниках.

Если имущество, оставшееся после смерти человека, не покрывает все или часть его долгов, то кредитор не имеет права требовать от наследников вернуть их. Наследник покойного или любой другой человек имеет право выплатить его долги ради облегчения положения покойного перед Всевышним.

В хадисе Пророка ﷺ сказано, что Салама бин аль-Аква رضي الله عنه рассказал: «Однажды, когда мы сидели возле Пророка ﷺ, люди принесли к нему на носилках покойника и попросили помолиться за него. Посланник Аллаhа ﷺ спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Нет”. Он спросил: “А оставил ли он что-нибудь?” Они ответили: “Нет”. Пророк ﷺ совершил по нему молитву. Потом люди принесли другого покойника и сказали: “О Посланник Аллаhа ﷺ, помолись за него”. Пророк ﷺ спросил: “Остались ли у него долги?” Люди ответили: “Да”. Он спросил: “А оставил ли он что-нибудь после себя?” Люди ответили: “Три динара”. Пророк ﷺ совершил заупокойную молитву. Через некоторое время принесли третьи носилки, и люди снова обратились к Пророку ﷺ с просьбой: “Помолись за него”. Пророк ﷺ спросил: “Оставил ли он что-нибудь после смерти?” Люди ответили: “Нет”. Пророк ﷺ спросил: “А есть ли у него долги?” Они ответили: “Он остался должен три динара”. Тогда Пророк ﷺ сказал: “Помолитесь вы за своего товарища”. Услышав это, Абу Катада сказал: “Помолись за него, о Посланник Аллаhа ﷺ, а я обязуюсь выплатить его долги”. И Пророк ﷺ совершил над ним заупокойную молитву» (аль-Бухари).

(«Тухфат аль-Мухтадж» шарх «Хашия аш-Ширвани», «Мавахиб аль-Джалил», «Аль-Мугни ли ибн аль-Кудама»)

5.Правда ли, что нельзя хоронить усопшего ночью или в те промежутки времени, когда нежелательно совершать намазы?

Хоронить усопшего ночью разрешается, и в этом нет даже нежелательности. Как и в том, чтобы хоронить усопшего в то время, когда нежелательно совершать намазы, только если это не было сделано специально. А если сделано умышленно, то, по мнению некоторых учёных, запрещается хоронить, а по мнению большинства – нежелательно.

Однако желательно отложить похороны усопшего и не хоронить его ночью или в нежелательное для совершения намаза время, если нет риска, что тело может подвергнуться изменениям. В противном случае откладывать запрещено.

 («Тухфат аль-Мухтадж» шарх «Хашия аш-Ширвани»)

Ответы даны согласно мазхабу имама аш-Шафии

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).