10 октября
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Осторожно: YouTube! Эти видео сводят с ума наших детей

Многие родители хотят себе удобных детей – тихих, послушных, не разбрасывающих вокруг себя вещи, ничего не требующих. В этом отлично помогает самый популярный в мире видеохостинг YouTube.

Дети всех возрастов могут часами сидеть за планшетом, телефоном или телевизором, всё глубже погружаясь в мир радужных единорогов, туалетного юмора и шоколадных яиц.

Исследование, проведённое Common Sense Media, доказывает, что каждый третий ребёнок не откажется от «Ютьюба», если ему придётся выбирать только один развлекательный ресурс. Согласно этому же исследованию, дети от 3 до 7 лет проводят за экранами гаджетов от 2 до 4 часов в день, с 8 до 12 лет это время увеличивается до 5,5 часа. Подростки от 13 до 18 лет проводят в Сети более восьми часов в день. Согласно требованиям ВОЗ, младенцам и детям раннего возраста запрещено смотреть телевизор, детям в возрасте 3–7 лет можно смотреть детские видео полчаса в день, 7–10-летним детям – до 30–50 минут, а подросткам от 11 до 18 лет – не более трёх часов в день. Наш СанПиН полностью запрещает контакт с интернетом детям до 5 лет и настаивает на том, чтобы «длительность работы с компьютером в форме развивающих игр для пятилеток была не более 10 минут, а для детей 6–7 лет – 15 минут».

Все мировые эксперты в один голос призывают родителей пристально следить за видеоконтентом, который самостоятельно смотрит ребёнок. Если пустить всё на самотёк, то дети могут погибнуть, погружаясь в пучину «Ютьюба».

YouTube VS Здоровье

Для начала давайте рассмотрим, как бесконечный просмотр видео влияет на физиологические процессы в организме. Немецкий психиатр Манфред Шпитцер заявляет, что дети, которые проводят досуг среди других людей, быстрее осваивают новые навыки, чем те, которые смотрят обучающие видео (не говоря уже о развлекательном контенте). Многочасовой просмотр видеороликов ведёт к неврозам. Жизнь онлайн способствует сидячему образу жизни, как следствие – проблемы с позвоночником начиная с раннего возраста, снижение мышечной массы, набор веса. Диабет, ухудшение зрения и ослабление иммунитета – лишь малая часть проблем со здоровьем, причина которых – многочасовой «сёрфинг» по Сети. Привычка смотреть «Ютьюб» перед сном ведёт к ослаблению памяти, снижению обучаемости и в целом ухудшению всей работы организма.

YouTubeKids

Современные родители могут успокоить себя тем, что не разрешают детям слишком долго зависать в Сети и пользуются специальными приложениями, такими как YouTubeKids. Как заявляют разработчики, это ответвление YouTube полностью безопасно для детей и бережёт их от контента с насилием, кровью и всем, что может покалечить неокрепшую психику. Так ли это? Могут ли родители просто засечь время и заниматься своими делами, включив YouTubeKids? Этот сервис для пользователей младше 13 лет появился в 2015 году. Но, как выяснилось, мамам и папам нельзя расслабляться, ведь платформа периодически даёт сбои. Так, в рекомендованные детям видео попадали хорроры про скелетов, гуляющих по кладбищу, видео, где рассказывают, как варить наркотики, и другие ролики, не подходящие для детской психики. В Америке, где видеохостинг появился раньше, чем в других странах, площадки вызывают серьёзную обеспокоенность у общественности. По мнению большинства американцев, TikTok, Snapchat и YouTube загоняют детей в алгоритмические «кроличьи норы». Маленьким интернет-пользователям предлагают огромное количество контента, соответствующего их предыдущему выбору. Вся опасность в том, что, посмотрев какое-то видео случайно или из любопытства, ребёнок будет получать в рекомендациях похожие видео снова и снова, и, таким образом, его интерес будет сформирован искусственно.

«Рекомендательные сервисы любой популярной платформы по умолчанию являются «кроличьей норой», созданной с целью максимизации прибыли за счёт увеличения времени нахождения пользователя на сайте», – рассказал журналистам генеральный директор Центра изучения и сетевого мониторинга молодёжной среды Максим Лупин. Эксперт считает, что такие «норы» могут оказывать колоссальное влияние на умы, манипулируя предпочтениями и мнениями.

«Деструктивный контент, рекомендуемый алгоритмами, оказывает влияние как на взрослую, так и на младшую аудиторию, не учитывая разницы в возрасте и восприятии информации», – заявил директор Центра интернет-технологий (РОЦИТ) Рустам Сагдатулин в интервью «Лента.ру».

Розовая слизь и бесконечные распаковки

Итак, предположим, вам удалось избежать деструктивного контента о насилии и монстрах. Давайте рассмотрим, что «Ютьюб» рекомендует непосредственно для детей и как эти видео воздействуют на психику.

Монотонные, примитивные песенки про пальчики и семью акул, непослушные дети-блогеры, ругающие своих родителей, раскидывающие сладости и громящие игрушки, распаковки шоколадных яиц и месиво из слаймов – вот топ просмотров на детском «Ютьюбе». Чем больше ребёнок поглощает примитивный контент, тем меньше воспринимает привычные для нас мультики с нормальным сюжетом. Дети, однажды узнавшие, что такое YouTube, попадают в своего рода «волшебную страну». Видео с девочкой, ломающей яйца с блёстками, набрало 51 миллион просмотров. Ролик со слайм-челленджем, где целая семья мешает липкую слизь, набрал, только представьте себе, 100 миллионов просмотров!

Коммерческая причина резкого роста детского «Ютьютуба» часто упоминается в СМИ. Большая часть популярных публикаций про распаковки описывают эти видео как «детский наркотик», на который малышей подсаживают ищущие свою выгоду маркетологи. Например, психолог и директор Детского цифрового медиацентра Сандра Калверт назвала эти видеоролики сумасшествием, которое культивирует в подрастающем поколении стремление к бездумному потреблению, и призвала родителей «посмотреть, что законодатели могут сделать, чтобы остановить этот действительно заходящий за грани маркетинг».

Образовательный эффект большинства детских роликов также очень сомнителен. И дело в том же маркетинге: мозг юных интернет-пользователей не хочет работать, ему нужно потреблять, чтобы было ярко, просто, вкусно. И производители создают то, что будут смотреть миллионы малышей. А это не видео про азбуку, хорошие манеры и интересные факты о животных. Как подчёркивают психологи, самый пагубный эффект для психики ребёнка от видеоконтента в том, что он засасывает их в нереальный мир, где всё ярко, классно, просто, весело.

Если родители не будут давать детям ярких эмоций и каждый день показывать, что наша жизнь намного интереснее, чем та, которую им демонстрируют с экранов телефонов, неокрепшая психика может сломаться.

Хороший YouTube и ответственность родителей

Среди сотен тысяч разнообразных видео на «Ютьюбе» можно найти настоящие сокровища, видео, которые учат добру, вежливости, расширяют кругозор, помогают выработать полезные навыки.

Каждый родитель должен поработать кладоискателем, чтобы найти подходящий контент для детей и наперекор упрямым алгоритмам выработать свою линию, полезную и безопасную для детей. И, как бы мы ни хотели уйти от своих обязательств, перекладывая их на «Ютьюб», организаторов всемирного заговора и мировое правительство, ответственность за детей лежит только на наших плечах.

Смотрите видео вместе с детьми, тщательно изучайте контент и НИКОГДА не оставляйте их наедине с включенным Wi-Fi и гаджетами. Детский шум и беспорядок – это тяжело для родителей, но разрушенная детская психика не стоит нескольких часов тишины и покоя в доме.

Сафия Фокина