19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.15.2023 (по Ханафи)

1.Является ли желательным чтение «талкина» (напоминание) над усопшим после захоронения?

По вопросу желательности чтения «талкина» после похорон усопшего или, наоборот, о его запрете у богословов имеются разногласия. Одни учёные считают, что чтение «талкина» дозволено и предусматривает в себе помощь и пользу для усопшего.

В хадисе, который приводит Абу Давуд, говорится: «После завершения погребения усопшего Пророк r, встав над могилой, сказал: “Просите для вашего брата прощения грехов и стойкости (при допросе ангелов в могиле), поистине, сейчас идёт его допрос”».

«Талкин» – это напоминание усопшему, во время которого имам присаживается у изголовья могилы покойного после его захоронения и обращается к нему, напоминая о свидетельстве, что нет Бога (достойного для поклонения), кроме Аллаhа ﷻ, и что Мухаммад – Посланник Аллаhа ﷺ. А также он напоминает о некоторых столпах веры, а именно, что смерть – это истина, Рай – это истина, что Всевышний Аллаh  воскресит всех людей, что будет допрос ангелов Мункара и Накира в могиле.

(«Радд уль-Мухтар»)

2.Можно ли мужчине пользоваться услугами женщины-парикмахера или массажистки?

Несмотря на то, что встречи, сотрудничество и взаимодействие мужчин с представительницами противоположного пола в современной жизни неизбежны, религия строго регламентирует отношения между мужчиной и женщиной и, в частности, запрещает как уединение лиц противоположного пола, не являющихся махрамами (теми, с кем можно вступить в брак), так и прикосновение друг к другу.

То, на что запрещено смотреть (на какую-то часть тела), запретно и для прикосновения (к ней) без преграды. Также (запрещается прикасаться) поверх одежды, если есть опасение, что это вызовет искушение. Даже если есть уверенность, что этого не произойдёт, прикосновения запретны.

Не разрешается смотреть, а также прикасаться к представителям противоположного пола, если они не приходятся друг другу родственниками и для этого нет уважительной причины.

Заключение:

 Женщина не имеет права подстригать волосы и делать массаж постороннему мужчине, и наоборот.

(«Радд уль-Мухтар»)

3.Какие обряды необходимо выполнить в отношении мёртвого плода или младенца, скончавшегося сразу после рождения?

Всё зависит от того, каким был младенец после рождения – живым или мёртвым. Если он был жив и проявлял какие-либо признаки жизни (плач, крик, самостоятельные движения, моргание глазами), то его хоронят так же, как и взрослого человека, с соблюдением всех необходимых обрядов: омывают, оборачивают в саван, совершают заупокойную молитву, дают ему имя и хоронят. Младенца, который не проявил признаков жизни, и плод, у которого сформировались органы и который приобрёл человеческий облик, омывают, заворачивают в материю, дают имя и хоронят без заупокойной молитвы.

Плод, который не приобрёл человеческого облика, просто омывают водой и без соблюдения всех необходимых обрядов и желательных действий, производимых в отношении взрослого, заворачивают и хоронят.

 («Радд уль-Мухтар»)

4.Считается ли мех енота чистым и дозволено ли носить одежду из него?

Дубление делает чистой шкуру любого животного, несмотря на дозволенность или запрет на употребление его мяса в пищу. Исключением является шкура свиньи – она не очищается даже путём дубления.

Мех, используемый для пошива одежды, является чистым, так как все твёрдые части животных (даже мертвечины), кроме свиньи: кости, рога, копыта, волосы, пух, где нет крови и жира, считаются чистыми.

 Доводом является хадис Посланника Аллаhа ﷺ: «Любая шкура после дубления становится чистой» (ат-Тирмизи).

(«Марак иль-Фалях»)

5.Желательно ли читать Коран над умершим человеком на его могиле?

Выдающийся учёный Ибну Абидин в своей книге «Радд уль-Мухтар» говорит: «Желательно после захоронения умершего присесть и в течение времени, которого достаточно на закалывание и разделывание животного, читать над ним мольбу, а также Коран. Посещение могил является желательным и женщинам, согласно хадису, в котором говорится: «Ранее я запрещал вам посещать могилы, сейчас же посещайте их» (Ахмад).

В книге «Шарх аль-Любаб» сказано: «Из Корана читается то, что получается читать: суру “Аль-Фатиха”, начало суры “Аль-Бакара” до слова “муфлихуун”, аят “Аль-Курси” и “Амана ар-Расуль”, суру “Ясин”, суру “Табарак аль-Мульк”, суру “Ат-Такасур”, суру “Аль-Ихлас” двенадцать, десять, семь или три раза, затем прочитать мольбу со словами: “О Аллаh ﷻ, доведи награду за то, что мы прочли, тому-то или тем-то”».

В книге «Хашияту ат-Тахтави» пишется: «Желательно посещать кладбища, следуя словам Посланника Аллаhа ﷺ: «Посещайте кладбища, чтобы это напоминало вам о смерти» (Муслим). Посетившему кладбище желательно прочитать суру «Ясин», так как в хадисе, переданном от Анаса رضي الله عنه, говорится, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто бы ни пришёл на кладбище и ни прочёл суру «Ясин», Господь облегчает обитателям этого кладбища наказания в этот день, а прочитавшему запишутся благие деяния, равные количеству обитателей кладбища» (аз-Зубайди, «Итхаф ас-Садат»).

Заключение:

Согласно вышеизложенному следует, что чтение Корана над покойным является дозволенным и желательным деянием и, как считает большинство учёных, в этом есть польза для усопшего.

(«Радд уль-Мухтар»)

6.Нарушают ли пост инъекции, сделанные под глаза, и электрофорез?

Не нарушают.

Ответы даны согласно богословско-правовой школе имама Абу Ханифы

 подготовил Мухаммад-фарук азимов. тел.: +7 967 939 65 62