29 марта
2024 года
поделиться

Он женился и пропал...

Мы обычно порицаем тех, кто притесняет людей и не исполняет своих обязанностей по отношению к ним, так как знаем, какой это грех.

Но редко задумываемся, что таким человеком являемся сами – когда не обеспечиваем тех, за кого ответственны перед Всевышним. Ведь Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого должен обеспечивать» (Абу Давуд).

В данной статье мы подробно расскажем о тех категориях людей, за которых мы несём ответственность в обеспечении всем необходимым.

Становится обязательным обеспечение средствами существования своих подопечных:

1. Жены – после заключения брака (никяха).

2. Собственных детей.

3. Собственных родителей, если они бедны и не в состоянии самостоятельно обеспечить себя.

4. Близких родственников: несовершеннолетнего мальчика-сироты; незамужней девушки, женщины любого возраста, не имеющей отца; больного, слепого человека любого возраста, не имеющего средств к существованию и не имеющего отца.

Пророк ﷺ сказал: «Лучшим динаром, который может потратить человек, является тот динар, который он потратит на тех, кого он должен содержать, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное на пути Всевышнего, и тот динар, который он потратит на своих товарищей на пути Аллаhа ﷻ» (Муслим).

Рассмотрим вкратце каждый из этих пунктов.

1. Обеспечение жены. Если верующий женат, то он обязан обеспечивать свою жену средствами существования даже в том случае, если она имеет собственное материальное состояние. От Саада бин Абу Ваккаса t сообщается, что Посланник Господа ﷺ сказал ему: «Поистине, ты обязательно получишь награду за всё то, что потратишь ради довольства Всевышнего Аллаhа, и даже за тот кусок, что положишь в рот своей жене, ты получишь награду» (аль-Бухари).

Размеры расходов должны соответствовать материальному состоянию супругов. Если супруги бедны, то муж должен обеспечить жену минимальным прожиточным минимумом. Если они богаты, то и обеспечение должно быть соответствующим. Из комментариев имама Ибну Абидина следует, что если муж беден, а жена богата, то он обязан выделить средства в зависимости от своих возможностей. Однако должен помнить, что как только его материальное положение улучшится, он должен будет восполнить жене разницу надлежащего среднего обеспечения семьи за это время.

Что делать, если муж не обеспечивает либо вовсе исчез

Жена имеет право обратиться к имаму с жалобой на мужа, который, имея материальные возможности, не обеспечивает её (и детей, если они есть) должным образом. При подтверждении фактов имам выносит решение обязать мужа выплатить жене сумму задолженности, которую она не получила на расходы. Вырученные деньги будут использованы на обеспечение жены (семьи).

Если имущества у мужа нет, и он не может обеспечить свою жену даже минимальными средствами существования, или он попросту исчез, то имам не  выносит решения об их разводе.

Подобная ситуация разрешается следующим образом. Имам определяет размер расходов, достаточный на содержание жены в течение месяца или года, и предписывает женщине использовать эту сумму из собственных средств, чтобы впоследствии (когда муж объявится), заставить его возместить убытки жены. Если потерпевшая не имеет средств существования, то в этом случае к делу привлекаются ближайшие родственники (её и мужа), потенциальные попечители её детей и её самой, как это было бы в случае смерти мужа. Имам обязывает родственников дать потерпевшей необходимую сумму в долг.

Таким образом, деньги, выделенные родственниками или ею самой для расходов, являются долгом главы семьи, который он обязан выплатить при первой возможности.

Деньги для расходов должны выделять следующие родственники: мать, отец, дядя (брат отца), брат потерпевшей (или она сама, если считается богатой), а также дяди её детей со стороны отца.

В книге «Бахру рраик» имам Ибну Нуджайм сказал: «Муж обязан вручить необходимые средства на расходы жене, после чего эти деньги становятся её собственностью. Если это вещи, то она может их продать, отдать в виде милостыни или подарить кому-либо. Если муж в состоянии обеспечивать жену (семью), но не делает этого, то имам выносит решение о продаже его имущества и выплаты денег на расходы. Не подлежит продаже лишь жильё. Муж обязан предоставить жене жильё. Жильё может также быть снято или куплено в долг».

Что входит в годовую норму расходов

В годовую норму расходов включаются: питание, две смены одежды – летняя и зимняя, постельные принадлежности, кухонная утварь, мебель и другие необходимые домашние вещи. Муж обязан обеспечить жену всем необходимым. Если он это вовремя не сделает, то жена сама может всё это закупить на его деньги или назначить кого-либо своим представителем (доверенным лицом), который закупит для неё всё необходимое. Муж не может заставить её пользоваться собственными вещами, а должен предоставить ей всё сам. Если она захочет пользоваться своими вещами, то муж должен будет возместить ей стоимость всех вещей. Категорически запрещено заставлять жену работать вне дома, говорить, чтобы сама себя обеспечивала.

Если случилось так, что жена ушла от мужа, проявив ослушание (такую женщину называют «нашизат»), то с этого момента расходы на неё прекращаются. Естественно, тут важно рассмотреть причины, обстоятельства. При возвращении жены расходы возобновляются.

Жена не может требовать от мужа платы за приготовление пищи. А если она откажется готовить, то муж всё равно обязан доставлять ей самые необходимые продукты (хлеб, сыр, маслины и т. п.). Жена, в свою очередь, обязана стараться хорошо выглядеть перед мужем, содержать себя в чистоте.

В случае смерти жены муж обязан выделить средства для похорон.

Если мужем была выделена некоторая сумма на содержание жены в течение какого-то времени (месяц, год и т. д.), то в случае её смерти раньше этого срока он не может потребовать вернуть ему неиспользованные деньги.

Уважительное отношение к родственникам жены

Мужу весьма желательно приглашать в гости благочестивых родственников жены и оказывать им всяческое уважение, особенно её родителям. Ему необходимо участвовать в беседе с гостями. Если они приехали из другого населённого пункта, то непременно следует предложить им остаться на ночь или на несколько дней. В общении с ними ему необходимо показать лучшие черты своего характера, чтобы заслужить их уважение и мольбы.

Уважительное отношение ко всем людям без исключения должно быть отличительной чертой верующего. Если среди грешников и неверующих есть ваши родственники и знакомые, то необходимо разъяснять им основы религиозного права и основы веры в Единого Создателя. В своих мольбах просите Всевышнего наставить их на путь истины, ведь милость Его – безгранична.

В книге «Укуд ад-Дюррийя» имама Ибну Абидина говорится: «Если муж собирается в путешествие продолжительностью в месяц или более, то жена может потребовать гарантий на возможность получения средств на расходы за этот период его отсутствия».

В книге «Бахджат уль-Фатава» имама Абдуллаха ар-Руми говорится: «Если некто выдаст свою дочь замуж и муж не заберёт свою жену для совместного проживания к себе в дом, то, сколько бы его жена ни находилась в доме своего отца, он обязан обеспечивать её содержание».

(Продолжение следует.)

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов