29 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

Бедуин с браслетами персидского императора

«Как ты будешь выглядеть, о Сурака, если наденешь браслеты хосроя (правитель Персии)?» (Мухаммад, Посланник Господа ﷺ).

Сурака ибн Малик вполне мог остаться в арабской истории как один из многочисленных представителей бедуинского сообщества, незаметно родиться и бесследно исчезнуть. Однако стоило ему лишь раз встретиться с Пророком Мухаммадом ﷺ – и его жизнь переменилась до неузнаваемости. Эта встреча превратила его из алчного араба-язычника в хранящего верность данному слову человека.

Ранним утром все курайшиты пришли в сильное беспокойство, поскольку среди них распространилась новость о том, что Мухаммад ﷺ под покровом темноты покинул Мекку. Вначале курайшитские вожди этому даже не поверили. Убедившись, что Мухаммад ﷺ покинул Мекку, вожди курайшитов пришли в сильную ярость.

Они бросились разыскивать Пророка ﷺ в домах рода Бану Хашим, расспрашивая о нём его сподвижников. Когда они подошли к дому Абу Бакра رضي الله عنه, к ним навстречу вышла его дочь Асма رضي الله عنه.

Абу Джахль спросил её:

– Где твой отец, девочка?

Она ответила:

– Я не знаю, где он сейчас.

Размахнувшись, Абу Джахль так сильно ударил её по щеке, что соскочившая серьга упала на землю.

Взяв с собой всех своих следопытов, вожди-курайшиты отправились на поиски. Достигнув пещеры Савр (находится на горе в южной части Мекки, в 5 км от Каабы), следопыты сказали:

– Мы уверены, что ваш приятель дальше этой пещеры не проходил.

Сказав это курайшитам, следопыты не ошиблись.

Как раз в это время Мухаммад ﷺ со своим спутником Абу Бакром رضي الله عنه находился внутри пещеры, а курайшиты стояли на скале. Увидев ноги людей, идущих над пещерой, Абу Бакр رضي الله عنه заплакал.

Когда Пророк ﷺ с любовью и укором посмотрел на него, он прошептал:

– Клянусь Аллаhом ﷻ, я плачу вовсе не из-за себя. Я боюсь увидеть, как тебе причинят зло и насилие, о Посланник Аллаhа ﷺ!

Благородный Посланник ﷺ постарался приободрить его:

– Не печалься, о Абу Бакр رضي الله عنه. Поистине, Аллаh ﷻ с нами.

В это время Всевышний Господь ниспослал спокойствие в сердце Абу Бакра رضي الله عنه, и он продолжал наблюдать за ногами людей, расхаживающих вверху. Затем промолвил:

– О Посланник Аллаhа ﷺ, если кто-нибудь посмотрит себе под ноги, то увидит нас.

На что Пророк ﷺ ответил:

– Зачем же ты, Абу Бакр رضي الله عنه, строишь предположения по поводу двоих, для которых Аллаh ﷻ является третьим?!

Тут они услышали, как один из них сказал:

– Давайте спустимся и осмотрим пещеру.

Умайя ибн Халаф язвительно ответил ему:

– Ты что, не видишь, что паук сплёл паутину на входе, а вблизи расположились голуби? Уверен, что это произошло ещё до рождения Мухаммада ﷺ.

Абу Джахль воскликнул:

– Клянусь ал-Латом и аль-Уззой (имена идолов)! Я думаю, что Мухаммад ﷺ недалеко от нас, слышит, что мы говорим, и видит, что мы делаем. Силой своих чар он скрылся от наших глаз.

Тем не менее, курайшиты не теряли надежду обнаружить Мухаммада ﷺ, и их решимость преследовать его не уменьшилась. Они сообщили всем племенам, населяющим районы, прилегающие к дороге из Мекки в Медину, что любой, кто доставит Мухаммада ﷺ живым или мёртвым, получит в качестве вознаграждения сто породистых верблюдов.

Один из гонцов курайшитов с подобной вестью прибыл и в родовое племя Сураки – Бану Мудлидж. Едва Сурака услышал о сотне верблюдов, как сразу же загорелся желанием заполучить их во что бы то ни стало. Однако он сдержался и не произнёс ни слова, чтобы не возбуждать аналогичное стремление у других людей.

Перспектива завладеть сотней верблюдов обострилась особенно тогда, когда он услышал, что три человека, по приметам походивших на Пророка ﷺ, Абу Бакра رضي الله عنه и их путеводителя Абудуллу ибн Урайкита رضي الله عنه, были замечены у побережья. С целью дезориентировать своих конкурентов Сурака сообщил, что речь идёт о неких людях, которые вышли в путь за утерянным верблюдом.

Посидев ещё немного на собрании, чтобы его уход не привлёк ничьего внимания, Сурака дождался, когда присутствующие сменили тему разговора. После этого он незаметно поспешил вернуться домой. Там он по секрету сказал своей служанке, чтобы она незаметно вывела его коня и оставила его на привязи в глубине долины.

Затем Сурака приказал слуге, чтобы он приготовил его оружие и задними дворами втайне от всех принёс его в место неподалёку от коня и оставил там.

Надев доспехи и оружие, Сурака вскочил на коня и поскакал вдогонку за Мухаммадом ﷺ, чтобы пленить его прежде, чем это сделает кто-нибудь другой, и получить награду курайшитов.

Сурака, будучи искусным следопытом, хорошо ориентировался в пустынных тропах и не сомневался, что ему удастся выйти на след Пророка ﷺ и его спутников. Он был одним из лучших наездников своего племени, высокого роста и крупного телосложения, что позволяло ему легко переносить тяготы любого пути. Сурака обладал также поэтическим дарованием, а его конь был лучших кровей.

Сурака скакал вперёд во весь опор, как вдруг его конь споткнулся, и он вылетел из седла. Рассердившись из-за этого, Сурака воскликнул: «Что же это такое?! Пропадёшь ты с этим конём», – и опять вскочил в седло. Однако скоро конь снова споткнулся, что ещё больше расстроило Сураку, и он собрался было вернуться назад, посчитав это странное явление дурным предзнаменованием, однако, вспомнив про награду в сто верблюдов, продолжил свой путь.

Не успев удалиться от того места, где споткнулся его конь, Сурака заметил Мухаммада ﷺ и двух его спутников. Рука Сураки потянулась к луку, но вдруг беспомощно застыла на месте.

Он ясно увидел, как ноги его коня стали погружаться в землю, причём перед мордой лошади начал клубиться густой дым, застилавший им обоим глаза.

Сурака пришпорил коня, но тот застыл на месте, как будто прибитый железными гвоздями. Напрягая голос, он прокричал в сторону Мухаммада ﷺ и его соратника: «Эй вы, попросите у вашего Владыки, чтобы Он освободил ноги моего коня! И я обещаю, что не буду преследовать вас!»

Пророк ﷺ воззвал к Господу – и ноги коня освободились из земли. Однако жажда наживы вновь охватила Сураку. Стремясь догнать путников, он снова пришпорил коня, но на этот раз ноги лошади ещё глубже ушли в землю. И опять Сурака обратился за помощью к путникам, вскричав:

– Я отдам вам свои продукты, всю поклажу и оружие, возьмите всё это! Я обещаю вам перед Всевышним Господом, что помогу вам и верну обратно всех, кто преследует вас.

Пророк ﷺ и его спутник сказали Сураке:

– Нам не нужны твои припасы и поклажа, но мы хотим, чтобы ты остановил и вернул преследователей.

Затем Пророк ﷺ снова воззвал к Господу – и конь был освобождён. Собираясь вернуться, Сурака обратился к Пророку ﷺ и его спутнику:

– Послушайте, что я вам скажу: клянусь Аллаhом ﷻ, от меня вам не будет никогда никакого зла.

– А что ты хочешь от нас? – спросили они.

Сурака сказал:

– Клянусь Аллаhом ﷻ, о Мухаммад ﷺ, я уверен, что твоя религия восторжествует, а твоё дело одержит победу. Обещай мне, что если я приду к тебе, когда ты будешь у власти, то с почётом примешь меня. И напиши мне грамоту об этом.

Посланник Аллаhа ﷺ повелел Абу Бакру رضي الله عنه написать грамоту на костяной пластинке, которую он вручил Сураке.

На прощание Пророк ﷺ спросил:

– А как ты будешь выглядеть, о Сурака, если наденешь браслеты хосроя?

Сурака с изумлением спросил:

– Хосроя Ибн Хурмуза?

– Да, именно хосроя Ибн Хурмуза.

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов