24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Год педагога и наставника

Интервью с заслуженным учителем России Тамарой Юрищевой

Известно, что человек создан нуждающимся в другом человеке. Со дня рождения ребёнок нуждается в родителях, потом, где бы ни учился, – в воспитателе.

В целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, решено провозгласить 2023 год в Российской Федерации годом педагога и наставника, как следует из указа президента Российской Федерации. Об особенностях профессии педагога и о том, кто такие наставники, нам рассказала Тамара Юрищева, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, имеющая педагогический стаж 30 лет, в прошлом директор одной из тульских общеобразовательных средних школ, учитель математики, ныне на пенсии.

– Тамара Ивановна, как вы восприняли новость о том, что 2023 году был присвоен такой статус?

– Конечно, очень приятно, что значимость для общества педагогов и наставников отметили на таком высоком уровне. Будем надеяться, что это решение поможет по-настоящему поднять статус педагогов не только среди тех, кому они преподают, но и среди самих педагогов, потому что очень важно, чтобы в эту профессию приходили люди с призванием и пониманием ответственности этой миссии. По моему мнению, если просто сдать экзамен в педагогический университет, этого недостаточно для окончательного решения о допуске к обучению данной профессии, необходим психологический тест кандидата для выявления его предрасположенности к преподаванию.

– Как вы думаете, почему в указе разделяются понятия «педагог» и «наставник»?

– Педагоги учат, а наставники воспитывают. В наставлении ведь нуждаются не только дети, но и взрослые, сформировавшиеся личности, в частности родители этих детей. Ведь родители являются основными наставниками для своих детей, но вопрос в том, что для наставления у родителей тоже должен быть какой-то минимум инструментов, свои примеры взаимоотношений в семье между отцом и матерью, отношения родителей к своим родителям. Для этого у взрослых так или иначе тоже должны быть наставники.

–В каких педагогах нуждается современная школа? В молодых учителях, которые пришли в образовательное учреждение с новыми идеями, свежим взглядом, новаторскими веяниями в профессии, которые ближе по возрасту к ученикам, или в корифеях педагогики, мудрых, взрослых, более строгих педагогах?

– По моему глубокому убеждению, возраст не играет никакой роли. Если человек знает, зачем он пришёл в школу, и правильно выстраивает отношения и с детьми, и с родителями, и с коллективом. то такой сотрудник находится на своём месте. В педагогике не должно быть случайных людей, ведь мы, педагоги, несём большую ответственность за будущее поколение нашей страны. Фундамент образованности, нравственности, патриотизма закладывается именно в школьной среде. Талантливым учителем является не только тот, кто в совершенстве знает свой предмет, но в первую очередь тот, кто может направлять, вдохновлять, мотивировать ребёнка на учёбу. Ещё очень важное качество во взаимоотношениях «учитель – ученик» – искренность. Если педагог открыт для ученика и честен с ним, это позволяет быстрее находить ключ к ребёнку. У меня был случай, когда я честно призналась на уроке, что у меня были затруднения в решении одной задачи по математике, а несколько талантливых ребят мне сказали, что они быстро решили эту задачу; я восхитилась этим и попросила их рассказать, как это им удалось. Никогда нельзя бояться признавать перед учениками свои ошибки и какие-то пробелы в знаниях.

– Когда молодой педагог приходит в школу, как ему быстро влиться в обучающий процесс, войти в доверие к школьникам? Ведь ученики чувствительны и восприимчивы как никто другой.

– Для этого в школе существует множество инструментов – это методические объединения, семинары, педсоветы, а также посещения уроков, которые проводят опытные специалисты. И, конечно, очень важно индивидуальное познание учителем каждого вверенного ему ребёнка. Из своего опыта приведу пример: на 1 сентября я у каждого классного руководителя требовала психологическую карту на каждого ребёнка; это карта, которая раскрывает пожелания ученика о предметах, которые ему больше нравится изучать, а также содержит данные о том, какой у него характер, какой темперамент, кто он – «сова» или «жаворонок». Если ребёнок «жаворонок», его можно спрашивать на первом уроке, а если «сова» – его лучше не спрашивать на первых уроках, его активность просыпается условно к 12.00. Необходим разный подход и по гендерному принципу: девочки развиваются быстрее мальчиков. Всё это поможет молодому специалисту познать детей и эффективно вести обучающий процесс.

– Насколько педагогу следует быть строгим и требовательным к ученикам?

– Да, он должен быть требовательным и строгим, но в первую очередь он должен начать с себя. Он не имеет права сам нарушать правила и тем самым обманывать самого себя. Нельзя перегибать палку, нужны умеренность и справедливость. Приведу пример. Одна ученица не сделала домашнюю работу, но я её не наказала. Почему? Оказывается, из-за поведения отца они с мамой ночевали не дома, а у родственников. Так при чём здесь ребёнок с его домашним заданием? Ведь важно разобраться, почему не сделана домашняя работа. По отношению к детям не должно присутствовать формальности, потому что это может в любой момент сломать психологию ребёнка, а эти травмы тяжело лечатся.

– Когда-то была практика сотрудничества учителя и родителей, учителя ходили в гости домой к ученикам, и это благотворно сказывалось на выстраивании взаимоотношений с родителями. На ваш взгляд, в современных условиях какой вид коммуникаций должен существовать между родителем и преподавателем?

– Это была хорошая практика, опять же для того, чтобы видеть, в каких условиях живёт ребёнок, как это сказывается на его учебном процессе. Нельзя забывать и про родительские собрания, которые надо проводить регулярно; цель их должна быть не разбор успеваемости и поведения определённых детей, а знакомство и познание родителей. Очень важно, чтобы на собрания приходили отец и мать вместе. Интересный результат дают и совместные поездки на экскурсии вместе с детьми и родителями.

– Как преподавателю избежать профессионального выгорания? Ведь каждый день одни и те же предметы, одни и те же ученики.

– На самом деле надо разнообразить учебный процесс, подходить к нему творчески, даже когда у тебя один и тот же класс, и, конечно, ресурс учителя – максимум три урока в день. Здесь стоит ещё и немаловажный вопрос оплаты труда педагогов; когда учителю приходится брать полторы-две ставки, наступает утомление, что влечёт за собой снижение качества преподнесения материала. Поэтому очень важно, чтобы у педагогов была достойная оплата труда.

– Вы помните своего наставника, чему он вас научил и чем запомнился?

– Когда я училась в педагогическом институте, у нас был учитель психологии по фамилии Прилепский, который научил меня не уходить с работы, не подведя итог дня и не составив план следующего. Я и по сей день выполняю это. У него были очень интересные лекции. Могу отметить своих коллег, которые хоть и были в разные годы моими подчинёнными, но я многому у них научилась. Это были очень талантливые и трудолюбивые люди. Учитель физики Валерий Бычкин, преподаватель математики Владимир Колесников – оба просто потрясающе владели знаниями. Завуч школы и учитель английского языка Татьяна Винокурова была прекрасным организатором, и когда она уволилась в связи с переездом в другой город, я поняла, что наша школа осиротела. Я очень благодарна этим людям, да и всем коллегам, с кем мне когда-либо приходилось работать.

– Что бы вы пожелали своим коллегам?

– Конечно, здоровья, благополучия, чтобы дети любили их и тянулись к ним за знаниями и чтобы у педагогов всегда были умные и талантливые ученики.

Беседовал Руслан Магомедов