20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.1.2023 (по Шафии)

1.При каких условиях торговое имущество облагается закятом?

Торговое имущество облагается закятом при следующих условиях:
– если торговое имущество не относится к категории имущества, с которого выплачивается закят уль-айн (скот, плоды и зерновые культуры, золото и серебро, рудники и клады);
– наличие намерения вести торговлю с момента первой сделки;
– товар должен быть получен в результате торга и обмена, а не в наследство, в подарок и т. д.;
– если в течение года хозяин обналичил товар, а вырученная сумма не достигла нисаба (размера, с которого необходимо выплатить закят), то с момента обналичивания торговый год прекращается, если только нет других денег, в сумме с которыми вырученные с продажи товара деньги достигают нисаба;
– отсутствие намерения в течение торгового года прекратить торговлю и оставить товар себе. Если такое намерение будет в течение года на всё или часть имущества, то торговый год прекращается в отношении той части имущества, которую решено вывести из оборота;
– достижение нисаба торгового имущества в конце торгового года;
– истечение лунного года (354–355 дней) с момента приобретения первого товара, если он приобретался на сумму, не достигшую нисаба. А если товар был приобретён на сумму, равную нисабу или превышающую её, торговый год начинается с момента перехода этой суммы во владение хозяина.
(«Манхадж аль-Кавим» – Хашия ат-Тармаси, «Тухфат аль-Мухтадж» – Хашия аш-Ширвани)

2.Есть ли нежелательность в стрижке ногтей на руках, если ногти на ногах ещё не подстрижены, и наоборот?

Стричь ногти в такой очерёдности нет нежелательности. Однако нежелательно стричь ногти только одной руки или ноги, оставив другую неостриженной. Подобно тому, как нежелательно надевать только одну туфлю на ногу или одну перчатку на руку, если нет на это веской причины.
(«Тухфат аль-Мухтадж» – Хашия аш-Ширвани)

3.Имеют ли родители право запретить своим взрослым детям работать, если род их деятельности дозволен и не имеет рисков для их здоровья и чести?

Родители не имеют права запрещать совершеннолетним благоразумным детям заниматься тем, что приносит им пользу в этом или загробном мире, даже если они взяли на себя их содержание. Дозволенный заработок, безусловно, относится к категории вещей, в которых есть польза для человека.

В том случае, если родители ограничивают права детей, те не обязаны слушаться их, если только ослушание не влечёт за собой реального вреда родителям, например, ухудшение физического здоровья на нервной почве. Дети также не обязаны соблюдать безосновательные ограничения, обусловленные гиперопекой родителей.

Однако если родитель небезосновательно предполагает, что в силу неблагонадёжности рабочего коллектива или других причин его ребёнок будет подвергаться дурному влиянию, или работа предполагает общение с противоположным полом, выходящее за рамки дозволенных взаимоотношений, то он может запретить ему работать в подобных местах, и ребёнок обязан послушаться его.
(«Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра»)

4.Имеет ли жена право требовать расторжения брака, если муж бьёт её?

В данном случае женщине необходимо обратиться к имаму, а тот после тщательного разбирательства и установления факта притеснения обязан принять меры по предотвращению подобного поведения её мужа. Например, ей предоставляется возможность жить отдельно от него – до тех пор, пока он не исправится и она не убедится в безопасности совместного проживания с ним.

Если и после этого конфликт между супругами не разрешится, имаму необходимо делегировать представителя с каждой стороны (желательно родственников) для разрешения конфликта. Если они увидят благо в дальнейшей совместной жизни супругов, то тех сводят снова. Если придут к мнению, что дальнейший союз невозможен, то, с согласия супругов, представители сторон имеют право расторгнуть брак.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж», «Хашия аль-Буджайрами»)

5.Считаются ли кровянистые выделения во время беременности менструацией? Если да, то когда завершается идда (срок выжидания после развода) беременной женщины, которой дали развод: с рождением ребёнка или с истечением трёх межменструальных циклов очищения?

По более аргументированному мнению, кровянистые выделения в период беременности считаются менструацией, если имеются на это все признаки: кровь идёт не менее одних и не более пятнадцати суток, и кровотечение наблюдается после минимального срока очищения (пятнадцати дней).
Если женщине дали развод в период беременности, и у неё подобное положение, то срок её идды заканчивается с рождением ребёнка, то есть в данном случае завершение идды не зависит от менструальных циклов, если только беременность не наступила от прелюбодеяния. 
Если беременность наступила в результате прелюбодеяния, то идда завершается по истечении трёх межменструальных циклов очищения, а не с завершением беременности. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» – Хашия аш-Ширвани)

6.Обязан ли наёмный работник возместить ущерб, нанесённый работодателю по своей халатности?

Да, он обязан возместить ущерб. Если же ущерб был нанесён не по халатности, а по иным причинам, не зависящим от работника, то в таком случае он не обязан возмещать ущерб.
Например, если при выпечке хлеба тесто подгорит по причине халатности пекаря, то он должен возместить ущерб нанимателю. А если такое случится из-за неисправности печки, возмещать ущерб он уже не обязан.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)