25 апреля
2024 года
поделиться

Автор лучшей книги после Корана

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Составление сборника «Сахих аль-Бухари»

Точная дата начала составления сборника «Сахих аль-Бухари» неизвестна. 

В своих воспоминаниях автор пишет: «...Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я стал классифицировать сведения о сподвижниках и последователях, а также их высказывания».

Однако история повествует, что по завершении написания этой книги Мухаммад аль-Бухари представил её на рассмотрение своим учителям: имаму Ахмаду ибн Ханбалю, Ибн уль-Мадини и Ибн Маину. Также имеются свидетельства, что вся работа по сбору хадисов и написанию сборника заняла 16 лет. Эти сведения указывают на то, что работа по составлению уникального сокровища хадисов была начата не позже 217 года по хиджре. В это время имаму аль-Бухари было всего 23 года.

Основная причина, побудившая имама аль-Бухари к составлению «Сахиха» (сборник достоверных хадисов Пророка ﷺ), – желание развеять сомнения людей в достоверности многочисленных хадисов Посланника Господа ﷺ. К тому же шейх Исхак бин Рахавайхи желал собрать и упорядочить лишь достоверные хадисы и побуждал к этому своих учеников, говоря им: «Было бы прекрасно, если бы вы составили краткий сборник достоверных хадисов Посланника Аллаhа ﷺ». 

Кроме того, решимость молодого человека укрепил сон, в котором аль-Бухари увидел себя стоящим перед Пророком ﷺ с веером в руках и защищающим его. Данное видение было истолковано аль-Бухари как указание на то, что он не должен позволить лжи коснуться Посланника Господа ﷺ. 

В процессе работы имам аль-Бухари проверил около шестисот тысяч хадисов. А созданный им свод «Aль-Джами ус-Сахих» стал наилучшей книгой. 

Методы и критерии определения достоверности хадисов Пророка ﷺ

Для того чтобы отделить достоверные хадисы от недостоверных, аль-Бухари вывел некоторые условия и критерии, в соответствии с которыми и анализировались хадисы. В последующем их стали называть «условия аль-Бухари». 

Аль-Бухари трудился над созданием своего сборника в течение шестнадцати лет. Рассказывают, что после обнаружения каждого нового достоверного хадиса аль-Бухари совершал ритуальное омовение и намаз и лишь затем включал его в свой сборник.
Однажды аль-Бухари, услышав, что в пустыне живёт некий бедуин, который знает хадис Пророка ﷺ, поспешил к нему.

В пути, испытывая жажду, жару и усталость, он провёл пять дней. Наконец аль-Бухари достиг цели. Местный араб находился во дворе и подзывал своего верблюда. Он держал передник и звал животное так, как будто хотел дать ему корм. Подойдя ближе, аль-Бухари заметил, что его передник пуст, и тогда он развернулся и пошёл обратно, даже не испив воды и не отдохнув. «Человек, который обманывает животное – своего близкого друга – в пустыне, верного помощника, не может знать достоверного хадиса Пророка ﷺ, ибо знающий изречения Посланника Господа ﷺ будет стараться жить честно и праведно, как жил сам Пророк ﷺ», – думал аль-Бухари, шагая по раскалённому песку.

За свою жизнь выдающийся учёный написал 25 книг на родном персидском и арабском языках; некоторые из них, к сожалению, не дошли до наших дней.

К сочинениям аль-Бухари относятся такие книги, как «Аль-Асма ва ль-куна», «Ат-Тарих аль-кабир», «Ас-Сунан фи ль-фикх», «Хальк афал иль-ибад», «Аль-Адаб аль-Муфрад», «Аль-Кираа хальфа ль-имам» и другие.

Уникальная память 

В книге «Ат-Тарих аль-кабир», имеющей с научной точки зрения огромное значение, аль-Бухари описывает биографии 40 тысяч передатчиков хадисов со времён сподвижников Пророка ﷺ до времени автора, расположив их имена в алфавитном порядке.
Аль-Бухари является автором книг по таким темам, как начало творения, Рай и Ад, история пророков, жизнеописание Пророка ﷺ, наука калам (наука о методах обоснования положений вероучения). 

Доказательством того, что аль-Бухари обладал уникальной памятью, может служить рассказ о том, как однажды он приехал в Самарканд, где встретился с 400 знатоками хадисов. Для того чтобы проверить знания и память аль-Бухари, они решили смешать имена передатчиков хадисов, после чего зачитать их перед ним. Имам, внимательно слушая, по ходу их рассказов тут же исправлял, ставя всё на свои места. Учёные были поражены памятью и знаниями, и никто из участников не смог найти ни одной неточности. 

Нечто подобное случилось и в Багдаде. Но в данном случае богословы смешали не только имена передатчиков, но и тексты хадисов. И так же были посрамлены, когда имам аль-Бухари с точностью воспроизвёл тексты хадисов и имена рассказчиков.

Последние годы жизни

В конце жизни аль-Бухари решил вернуться в свой родной город Бухару, отправившись по пути в Хорасан. 
Его известность в исламском мире была столь велика, что в городах по пути на родину его торжественно сопровождали огромные толпы почитателей. 

Далее имам аль-Бухари посетил Нишапур, где многочисленные жители города встретили его у ворот в сопровождении 400 тысяч всадников. 
Аль-Бухари на некоторое время оставался в Нишапуре, проводил многочисленные научные мероприятия по изучению изречений Пророка ﷺ. 
Через некоторое время имам оставил Нишапур и отправился в родной город.

Ожидая аль-Бухари, земляки разбили для него палатку, и много народу пришло, чтобы встретить известного учёного, автора знаменитого сборника «Сахих аль-Бухари». Имам оставался в городе некоторое время, проводя ежедневные научные мероприятия (маджлисы).

Новые испытания в конце жизни 

Рассказывают, что однажды правитель Бухары эмир Халид бин Ахмад аз-Зухали отправил к Мухаммаду бин Исмаилу аль-Бухари человека с посланием: «Доставь ко мне “Джами”, “Tарих” и другие твои книги, чтобы я мог понять, что в них написано».

На это аль-Бухари дал его гонцу следующий ответ: «Поистине, я не унижаю знание и не доставляю его к дверям людей. Если же ты в действительности нуждаешься в чём-либо из этого, то сам приди либо в мечеть, либо ко мне домой. Ты можешь силой запретить мне проводить уроки (маджлисы). И тогда я буду просить прощения у Всевышнего в День Суда, но никогда не буду унижать науку». 

Посрамлённый ответом, правитель Бухары захотел, чтобы аль-Бухари проводил для его детей индивидуальные занятия. Но и это желание имам не исполнил, так как не хотел, чтобы между детьми правителя и детьми простых горожан существовала разница. Он ответил: «Я не могу избирать для слушания моих уроков одних и не допускать других». 

Резкие ответы аль-Бухари вызвали негодование и ненависть со стороны эмира и его приближённых. 
Позже аль-Бухари отправился в Самарканд, жители которого написали ему пригласительное письмо.

По пути он заехал в деревню Хартанг, которая была местом его рождения, и задержался там на некоторое время, поселившись у родственников. 
В день праздника поста месяца Рамадан (Ид аль-Фитр) 870 года, в возрасте 62 лет, аль-Бухари покинул этот бренный мир. 
Да помилует Всевышний имама аль-Бухари, да воздаст ему благом за все его труды и не лишит нас его благодати! Аминь.
(«Тарих уль-Кабир», «Сияри алами ан-Нубала»)

Подготовил Мухаммад-фарук Азимов