25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Ложные измышления – болезнь, ставшая нормой

Придумывание от себя, сверх того, что есть или было, – эпидемия нашего времени.

Человеческий мозг устроен так, что, сталкиваясь с дефицитом информации, он пытается достроить, добрать недостающие кубики мозаики, чтобы сформулировать максимально полную картину окружающего мира. 

Домысливание не всегда объективно, а чаще всего весьма субъективно и ложно. Вспомним хотя бы, как в детстве в полутьме комнаты играющие на стене тени превращались в каких-то чудовищ, столь пугавших наше юное воображение. 

С возрастом растёт жизненный опыт, тени на стене уже не пугают, но проблема домысливания остаётся. Яркий пример тому – всегда впечатляющие результаты игры в испорченный телефон. Мысль, высказанная первым игроком и в конце игры переданная из уст в уста пятью-семью людьми, настолько искажается, что без смеха за этим наблюдать невозможно. 

Не до смеха становится, когда сталкиваешься с домысливанием за пределами игры, в реальной жизни. Особенно часто «непонятки» из-за этого явления возникают между коллегами, знакомыми и, конечно же, супругами. 

Муж – жена. Сопряжение рационального мышления супруга и сознания супруги с гораздо большей палитрой эмоций, чувств и ощущений – самое перспективное поле для домыслов и игры воображения. 

«Сегодня он холоден как никогда», «не стал со мной завтракать», «сидел в телефоне», «не хочет со мной говорить», «разлюбил меня», «я зря вышла за него», «надо разводиться» – все эти мысли, а ещё с десяток других неоднократно громким табуном проскачут из одной части головы супруги в другую, пока, наконец, не станет ясно, что причиной утренней хмурости мужа является внезапно разболевшийся зуб, а не тайные претензии к супруге, любовница или желание разойтись.

Коллеги – начальник – коллеги. В этом треугольнике рабочих взаимоотношений сломано столько копий, разрушено столько карьер и даже потоплено бизнесов, что для описания всего не хватит и целой библиотеки. 

Наши коллеги, как бы странно это ни звучало, – люди, с которыми мы проводим большую часть своего времени. Разного рода трений и недопониманий избежать здесь невозможно. И домысливание, особенно в минус, часто становится тем катализатором, что способствует разладу коллектива, появлению в нём враждующих группировок и в конечном счёте – провалам в работе всей организации. 

 Родственники – друзья. Здесь тот самый случай, когда от любви до ненависти ровно один шаг. Некоторые наши близкие настолько чувствительные натуры, что порою достаточно одного не сделанного вовремя звонка, отсутствия на свадьбе или дне рождения и далее в подобном роде для возникновения обид, упрёков и неприятных разговоров. А всему виной могут быть домыслы человека, что привели его к нерадостным выводам. 

Как избежать ошибок домысливания 

1. Ищите оправдание. Легче всего дать волю плохим мыслям и предположениям и, доверившись им, строить свои отношения с окружающими. Это простой и быстрый путь к конфликту со всем кругом контактов, который закончится тем, что вокруг не останется ни друзей, ни родных, ни порядочных знакомых. В исламской традиции есть прекрасный совет от одного из праведников:

«Если до тебя дойдёт что-либо о твоём брате (сестре) по вере, которое тебе не по нраву, постарайся найти для него (неё) от одного до семидесяти оправданий. Если найдёшь его, то это хорошо, в противном случае скажи: “Возможно, что у него есть такое оправдание, о котором мне неизвестно”» (аль-Байхаки). Если мы найдём оправдание однажды, даст Бог, оправдание найдётся и для нас. 

2.    Переспрашивайте. Начальник дал задание, а вы боитесь, что не совсем поняли поставленную вам задачу, – переспросите, правильно ли вы поняли, что вам нужно выполнить (то-то и то-то в такие-то сроки)? Руководитель ответит, что всё правильно поняли, а при необходимости уточнит задачу. Домыслы на работе – верный путь к её провалу. Будьте объективны, не стесняйтесь переспросить, уточнить детали. Это не только в ваших интересах, но и в интересах вашего шефа. 

3. Уточняйте первоисточник и контекст. Система ОБС («одна бабка сказала») не подходит серьёзным и ответственным людям. Наше мнение о человеке не должно формироваться «сороками», которые только тем и заняты, что носят из кабинета в кабинет слухи и сплетни. Если и приходится выяснять причины того или иного события, заявления, инцидента, всегда нужно держать в голове две вещи: первоисточник и сопутствующий контекст. Знаете, кто сказал, но не знаете, в каком контексте, – значит, ситуацией не владеете, следовательно, избегайте поспешных выводов и решений. 

И, наконец, последнее. Просто будьте честны и придерживайтесь хорошего мнения о других – и люди будут хорошего мнения о вас. 

Хамид Асадулин