23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Ночное путешествие Пророка ﷺ и вознесение его на небеса

На этом этапе призыва Пророка ﷺ, который был отмечен и успехами, и гонениями, когда далеко на горизонте стал пробиваться слабый луч надежды,

случилось то, что впоследствии получило известность как ночное путешествие (исра) и вознесение (мирадж). 

По вопросу, когда именно случилось это событие, мнения учёных расходятся. Имамы ан-Навави и аль-Куртуби говорят, что это случилось спустя пять лет после начала осуществления пророческой миссии. Другие же ссылаются на мнение, что это случилось в 27-ю ночь месяца Раджаб 10-го года от начала пророчества. Также говорят, что это случилось за один год и два месяца до переселения Пророка ﷺ в Медину. 

Чудеса благословенной ночи

Знатоки хадисов приводят подробности этого события. Вот коротко об этом: «Посланник Аллаhа ﷺ был физически перенесён ночью из Священной Мечети (в Мекке) в Иерусалим. Пророк ﷺ, которого сопровождал ангел Джибриль عليه السلام, сидел верхом на животном по имени аль-Бурак. Там он опустился на землю и привязал аль-Бурака к кольцу врат мечети. Войдя в неё, он встретился с остальными пророками и стал предстоятелем (имамом) на коллективной молитве. 

Затем этой же ночью он был вознесён из Иерусалима к нижнему небу. Джибриль عليه السلام попросил открыть для него врата этого неба, и ему открыли. Там он увидел отца человечества пророка Адама عليه السلام и приветствовал его. Адам عليه السلام ответил на его приветствие и признал его пророчество, а потом Аллаh ﷻ показал ему души тех, кто отдал свою жизнь за веру, они стояли справа от Адама عليه السلام, и души грешников, которые стояли слева. 

Потом Джибриль عليه السلام вознёсся с ним ко второму небу и попросил открыть для него его врата. Там он увидел пророка Яхью (библейский Иоанн Креститель) عليه السلام, сына пророка Закарии (Захарии) عليه السلام, и пророка Ису (Иисуса) عليه السلام, сына Марьям (святая Мария). Он встретился с ними и поприветствовал их, а они ответили на его приветствие и признали его пророчество. 

Потом ангел Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к третьему небу, где он увидел пророка Юсуфа (Иосифа) عليه السلام, к которому обратился с приветствием и который ответил на его приветствие и признал его пророчество. 

Затем Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к четвёртому небу, где Посланник ﷺ увидел пророка Идриса (библейский Енох) عليه السلام, и тот приветствовал его и признал его пророчество. 

Далее Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к пятому небу, где он увидел Харуна (библейский Аарон) عليه السلام, сына Имрана, который приветствовал его и признал его пророчество. 

После Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к шестому небу, где он увидел пророка Мусу (Моисея) عليه السلام, сына Имрана, который приветствовал его и признал его пророчество. Покидая Мусу عليه السلام, Пророк ﷺ увидел, как тот плачет. Его спросили: «Что заставило тебя плакать?» Он пояснил: «Я плачу потому, что в Рай войдёт больше людей из твоей общины, чем из моей, хотя ты послан после меня». 

Потом Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к седьмому небу, где он встретил Ибрахима (Авраама) عليه السلام, который также приветствовал его и признал его пророчество. 

Затем Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к Лотосу крайнего предела (Сидрат аль-Мунтаха), а потом ему был показан небесный храм (Аль-Байт аль-Мамур, в этом храме ежедневно совершают молитвы по семьдесят тысяч ангелов, которые больше никогда туда не возвращаются). 

А после Джибриль عليه السلام вознёсся с ним к Могущественному Творцу. Пророк ﷺ приблизился к Нему на расстояние, равное длине двух луков (Ибн Касир считает, что имеется в виду длина двух не изогнутых, а выпрямленных луков) или ещё ближе, и открыл Господь Своему рабу в откровении то, что открыл, и вменил ему в обязанность совершение 50 молитв (намазов) ежедневно. 

Предписание Господа о совершение 50 намазов 

Потом Пророк ﷺ вернулся назад, и когда проходил мимо Мусы عليه السلام, тот спросил его: «Что Он тебе велел?» Пророк ﷺ ответил: «Совершать 50 молитв». Муса عليه السلام усомнился: «Поистине, твоя община не сможет сделать это; возвращайся же к твоему Господу и проси Его об облегчении для твоей общины». Тут Пророк ﷺ повернулся к Джибрилю عليه السلام, как бы спрашивая его совета относительно этого, и Джибриль عليه السلام сделал ему знак, означавший: «Да, если желаешь», после чего Джибриль عليه السلام вновь вознёсся с ним ко Всевышнему. И Аллаh ﷻ уменьшил количество обязательных молитв на десять, а потом он спустился, пришёл к Мусе عليه السلام и сообщил ему об этом. Муса عليه السلام сказал: «Возвращайся к твоему Господу и попроси Его об облегчении». И Пророк ﷺ продолжал возноситься к Всемогущему и возвращаться к Мусе عليه السلام до тех пор, пока Господь не велел ему совершать пять молитв. После этого Муса عليه السلام снова посоветовал ему вернуться и попросить об облегчении, и тогда Пророк ﷺ сказал: «Я стыжусь Господа моего, и я соглашаюсь и подчиняюсь Ему», а потом он услышал голос: «Я завершил возложение обязанностей и облегчил (бремя) Своих рабов». 

Доказательство правдивости этого события

Наутро Посланник Аллаhа ﷺ вышел к своим соплеменникам и сообщил им о тех величайших знамениях, которые показал ему Всемогущий Аллаh, после чего они ещё сильнее принялись обвинять его во лжи и наносить ему всевозможные обиды. Они потребовали от него описать мечеть Иерусалима (Аль-Масджид аль-Акса), и тогда Всевышний показал ему её так, что он увидел её воочию. После этого он стал рассказывать им о мечети в подробностях, и они ничего не смогли опровергнуть. Он сообщил им о том, как уходил и возвращался их караван, и о том, когда он прибыл, и о том, какой верблюд шёл первым, и всё было именно так, как он говорил, однако это лишь усилило их враждебность.

Сообщается, что Абу Бакр رضي الله عنه получил прозвище Правдивейший (ас-Сиддик), по той причине, что он без тени сомнений поверил сообщению об этом событии, тогда как курайшиты объявили его ложью. 

Тот факт, что целью путешествия являлся Иерусалим, служил указанием, что отныне положение руководителя всех людей, по воле Аллаhа ﷻ, займёт последний Пророк ﷺ, под властью которого окажутся оба центра призыва пророка Ибрахима عليه السلام. Этот вопрос позволяет понять ещё одну истину, а именно то, что данный этап призыва близился к завершению и что скоро начнётся другой этап, который будет отличаться от первого. 

Вот почему некоторые аяты суры «Аль-Исра» заключают в себе открытые предостережения и серьёзные угрозы в адрес многобожников. Всевышний сказал (смысл комментария к 16-му аяту): «И когда Мы хотели уничтожить какое-то селение, то приказывали его изнеженным роскошью жителям (элите этого общества) покориться Аллаhу ﷻ (подчиниться Его велениям). Если они продолжали грешить, то относительно них выносилось решение (о наказании), и Мы уничтожали его (селение) полностью (со всеми жителями)».

Здесь есть также указание на то, что Пророк ﷺ найдёт безопасное убежище, в котором сможет обосноваться и которое станет тем центром, откуда его призыв сможет достичь всех концов мира. Это и являлось одной из тайн этого благословенного путешествия.

Адиль Ибрагимов