Защитил вероубеждение от искажений
Точная дата его рождения неизвестна, однако учёные предполагают, что родился он в первой половине III века по хиджре (исламскому летоисчислению) и прожил около ста лет.
Таким образом, имам относится к поколению саляфов, живших в благословенное время – первые три века после пророчества, о которых Посланник Аллаhа ﷺ сказал, что это лучшее время в истории Ислама.
Основываясь на анализе даты смерти его учителей, можно предположить примерную дату его рождения – 238 год по хиджре.
Имам Камалуддин Ахмад аль-Баяды в книге «Ишарат аль-Марам» и имам Муртаза аз-Забиди в книге «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин» пишут, что родословная имама аль-Матуриди исходит от сподвижника Пророка ﷺ Абу Аюба аль-Ансари رضي الله عنه.
Тысячи его современников встали на истинный путь благодаря публичным выступлениям имама аль-Матуриди. Он никогда не отказывался от участия в диспутах по вопросам вероубеждения (акиды). Имам обладал незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромным багажом достоверных фактов, благодаря чему с лёгкостью одерживал верх над оппонентами.
Имам Таш Кубра Заде аль-Ханафи писал: «Знай, что предводителями «ахлю сунна валь-джамаа» (люди, придерживающиеся пути Пророка ﷺ и его праведных сподвижников) в акиде являются два человека, один из них – представитель ханафитской богословско-правовой школы (мазхаб), а другой – шафиитской. Это Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад аль-Матуриди (ханафитский мазхаб) и Абу ль-Хасан аль-Ашари (шафиитский).
Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари писал в предисловии к книге «Ишарат аль-Марам»: «Ученики имама Абу Ханифы и ученики его учеников пользовались сочинениями имама аль-Матуриди для разъяснения правильного вероубеждения, которого придерживался Пророк r и его праведные сподвижники. Эти учёные распространили истинную акиду наряду с фикхом (исламским правом) по всему миру.
Учителя имама Мухаммада аль-Матуриди
Имам Абу Мансур Мухаммад аль-Матуриди относится к числу выдающихся учёных ханафитского мазхаба. Он учился у многих учёных Самарканда, среди них Абу Бакр Ахмад ибн Исхак аль-Джузджани; Абу Бакр Мухаммад ибн Ахмад аль-Джузджани, кадий (судья) Нишапура; Мухаммад ибн Мукатиль ар-Рази, ученик имама Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, ученика имама Абу Ханифы.
Также имамы Абу Бакр Ахмад аль-Джузджани, Нусайр аль-Балхы и Абу Наср аль-Ияди были учениками Абу Сулеймана Мусы ибн Сулеймана аль-Джузджани, который был учеником имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, учеников имама Абу Ханифы.
Ученики имама аль-Матуриди
Один из самых известных из них – Абу ль-Касим Исхак ибн Мухаммад, известный как аль-Хаким ас-Самарканди, кадий Самарканда, автор множества книг. Другой – не менее известный учёный Абу Мухаммад Абд уль-Карим ибн Муса аль-Баздави, предок великого ханафитского имама Фахра аль-Исляма аль-Баздави. А также Абу Лайс Наср ибн Мухаммад ас-Самарканди, автор многих знаменитых сочинений по фикху, акиде и тасаввуфу.
Книги имама
Имам аль-Матуриди был автором многих книг по акиде, тафсиру (толкованию Корана), фикху, усулю (основам веры) и другим наукам. Основное место в его научном наследии занимают книги, посвящённые защите верных суннитских убеждений от искажений различных сект. К его трудам относятся «Китаб ат-Тавхид», «Ар-Радду валь-Адиллят уль-Алькаби», «Баян вахм аль-мутазиля» и множество других трудов.
Смерть имама
Покинул имам этот бренный мир в 333 году по хиджре, согласно мнению большинства учёных. Он похоронен на кладбище Чокардиза в г. Самарканде. Да помилует Всевышний имама аль-Матуриди, всех его учителей, учеников и тех праведных учёных, которые сохранили для нас его наследие. Аминь!
(«Мифтах ас-Саада», «Итхаф ас-Садат аль-Муттакин»)
Мухаммад-фарук Азимов