29 марта
2024 года
поделиться
Категория: История

Призыв Пророка ﷺ доходит до жителей Медины

Во время сезона паломничества одиннадцатого года от начала пророчества (620 г. н. э.) призыв Пророка ﷺ наконец-то нашёл для себя благодатную почву, на которой уже скоро выросли высокие деревья.

В их густой тени верующие нашли убежище от обжигающего жара длившихся годами притеснений и произвола. 

Столкнувшись с обвинениями во лжи и попытками мекканцев отвратить людей от пути Господа, Пророк ﷺ проявлял мудрость, отправляясь на встречи с представителями различных племён под покровом ночи, чтобы никто из мекканских многобожников не мешал этому.

Радостная встреча с жителями Медины

Однажды ночью Посланник Господа ﷺ вышел из дома вместе с Абу Бакром رضي الله عنه и Али رضي الله عنه, пришёл к стоянкам племён Зухаль и Шайбан и стал говорить с людьми об Исламе. Между Абу Бакром رضي الله عنه и одним человеком из племени Зухаль завязалась интересная беседа в форме вопросов и ответов. Люди из племени Бану Шайбан давали обнадёживающие ответы, но потом стали испытывать колебания относительно того, следует ли им уверовать в религию Единого Господа. Далее Пророк ﷺ решил пройтись через местность Акаба, что находится в долине Мина (окрестности Мекки), там он услышал голоса беседующих людей. Направившись  туда, он увидел шестерых молодых людей из Ясриба (Медины), принадлежавших к племени Хазрадж. Ими были Ас’ад бин Зурара, Авф бин аль-Харис, Рафи бин Малик, Кутба бин Амир, Укба бин Амир и Джабир бин Абдуллах. Жителям Ясриба посчастливилось в том отношении, что они часто слышали от своих союзников из числа иудеев (жителей Медины), что в это время к людям будет направлен один из пророков. Кроме того, иудеи говорили арабам: «Уже скоро он появится, а мы последуем за ним и вместе с ним истребим вас, как были истреблены адиты и жители Ирама» (Муслим). Подойдя к ним, Посланник Аллаhа ﷺ спросил: «Кто вы?» Они пояснили: «Мы из племени Хазрадж». Пророк ﷺ поинтересовался: «Вы из числа союзников иудеев?» Они ответили: «Да». Пророк ﷺ предложил: «Не присядете ли вы, чтобы я поговорил с вами?» Они согласились и сели вместе с ним. После этого Пророк ﷺ рассказал им о Божественной миссии, возложенной на него, в чём состоит суть послания, религии и её призыва, прочитал им некоторые аяты Корана. Выслушав его, они стали говорить друг другу: «О люди, вы знаете, что это и есть тот пророк, которым вам угрожали иудеи, так не допустите же, чтобы они опередили вас, поспешите ответить на его призыв».

Они относились к числу разумных жителей Медины, обессиленных недавно закончившейся гражданской войной, события которой были ещё свежи в их памяти. Теперь у них появилась надежда на то, что его призыв положит конец войнам, и они сказали: «Поистине, мы покинули наших соплеменников, ибо нас разделяла сильная злоба и вражда, но, быть может, Всевышний объединит нас через тебя. Мы отправимся к ним, чтобы призвать их к твоему делу, и предложим им принять эту религию, которую мы приняли сами, и если Господь действительно объединит их через тебя, ты станешь для нас самым дорогим человеком».

 Вернувшись в Медину, эти люди принесли туда с собой послание от Пророка ﷺ, и через некоторое время не осталось ни одного дома из числа домов ансаров (дословно – «помощники Пророка ﷺ», жители Медины), где бы не говорили о Посланнике Аллаhа ﷺ.

Женитьба Пророка ﷺ на Аише رضي الله عنها

В месяце Шавваль одиннадцатого года от начала пророчества Посланник Аллаhа ﷺ заключил брак с Аишей رضي الله عنها. Относительно её возраста на тот момент есть разные версии. За основу взят хадис, переданный от самой Аиши رضي الله عنها, в котором говорится, что в момент сватовства Пророка ﷺ она была в возрасте шести лет, некоторые сказали – в возрасте семи лет, а привёл он её в свой дом в Медине в возрасте девяти лет. Эту версию хадиса приводят в своём сборнике имамы аль-Бухари и Муслим от Хишама бин Урвы. Надо иметь в виду, что в этой версии подсчёт её возраста ведётся, исходя из того факта, что она родилась спустя четыре года после начала посланнической миссии Пророка ﷺ. В Аравии, где половое созревание наступает рано, в столь ранних браках не было ничего необычного. Кроме того, Аиша رضي الله عنها опережала сверстниц в развитии.

Однако есть множество исторических фактов, хадисов, указывающих на то, что Аиша رضي الله عنها родилась за четыре года до ниспослания пророчества Мухаммаду ﷺ, а не четыре года спустя. И согласно этому факту получается, что Пророк ﷺ заключил брак с Айшей رضي الله عنها, когда ей было четырнадцать лет, а привёл домой в возрасте семнадцати или восемнадцати лет. Мнение таких имамов, как Ибн Исхак и ат-Табари, как раз указывает на это.
Приведём несколько фактов, доводов, подтверждающих это мнение.

Первый факт. 

Аиша رضي الله عنها моложе своей сестры Асмы رضي الله عنها на десять лет. Асма رضي الله عنها родилась за двадцать семь лет до переселения в Медину, и это значит, что к началу пророческой миссии Мухаммада ﷺ ей исполнилось 14 лет. Отсюда следует, что Аиша رضي الله عنها родилась за четыре года до начала пророчества Мухаммада ﷺ.

Ибн Абд уль-Барр в книге «Аль-Истиаб», Ибн Асакир в труде «Тариху Димашки» передают от аль-Асмаи со слов Ибн Абу Заннада, сказавшего: «Асма, дочь Абу Бакра رضي الله عنها, была старше Аиши رضي الله عنها на десять лет». И цепочка передатчиков этого хадиса достоверная.

Абу Нуайм в книге «Марифа ас-Сахаба» (жизнеописание Асмы رضي الله عنها) пишет: «Родилась Асма رضي الله عنها за 27 лет до начала переселения и скончалась в 73-м году хиджры (переселения Пророка ﷺ и его сподвижников из Мекки в Медину) в Мекке в возрасте 100 лет, спустя несколько дней после убийства её сына Абдуллаха бин Зубайра».

Доказательством мнения об установлении даты рождения Асмы رضي الله عنها являются слова Абу Нуайма, сказанные на основании слов самой Асмы رضي الله عنها: «Я видела Зайда, сына Амра бин Навфаля, который, опершись спиной на Каабу, говорил: “О община курайшитов, на сегодняшний день никто из вас не является последователем религии Ибрахима (Авраама) عليه السلام, кроме меня”».

А Зайд умер во время реконструкции курайшитами Каабы. Это было за пять лет до ниспослания Откровения, как это передаёт Ибн Саад в книге «Ат-Табакат». В это время Асме رضي الله عنها было девять лет, а Аиша رضي الله عنها родилась спустя год после этого события, что вполне логично. Если же исходить из того, что Аиша رضي الله عنها родилась после пророчества спустя четыре года, то, учитывая разницу в возрасте между сёстрами, получается, что сестра Асма رضي الله عنها ещё не родилась на свет, что противоречит историческим фактам.

Второй факт – это слова самой Аиши رضي الله عنها: «Когда Пророк ﷺ был в Мекке, ему был ниспослан аят Корана (смысл комментария): “Но Час (Судного дня) – назначенный для них срок. И Час этот – самый тяжёлый и горький” (сура «Аль-Камар», аят 46). В это время я ещё играла в игры, будучи девушкой (аль-джарият)» (аль-Бухари). 

Имам ат-Табари в своём толковании к Корану приводит слова Ибн Аббаса رضي الله عنه: «Между ниспосланием этого аята и сражением при Бадре прошло семь лет». Следовательно, этот аят был ниспослан за пять лет до хиджры и восемь лет после начала пророчества. Слово «аль-джарият» означает «юная девушка». Юная девушка, в свою очередь, считается совершеннолетней. Это слово арабы использовали по отношению к юной девушке. Сколько же лет было Аише رضي الله عنها, когда был ниспослан этот аят? Если же ссылаться на первое мнение, то получается, что ей было четыре года, а девочку в таком возрасте не называют «аль-джарият», то есть юной девушкой. Отсюда следует, что первое утверждение ошибочно.Согласно второму мнению, её возраст на время ниспослания данного аята составляет 12 лет, что и соответствует понятию «аль-джарият».

Следующий факт. Имам ат-Табари в книге «Ат-Тарих» пишет следующее: «Абу Бакр رضي الله عنه женился в эпоху невежества (джахилии) на женщине по имени Кутайлат, дочери Абдул-Узза, и она родила ему Абдуллаха и Асму رضي الله عنها. А также в эпоху невежества он был женат на женщине по имени Умму Руман, дочери Амира, и она родила ему Абдуррахмана и Аишу رضي الله عنها. И все они – дети, которые были рождены от его двух жён в эпоху джахилии».
Этот исторический факт свидетельствует о том, что Аиша رضي الله عنها родилась до ниспослания Божественного откровения Пророку ﷺ, а именно за четыре года до этого события.

Есть также множество других доводов, хадисов, указывающих на то, что в момент сватовства Пророка ﷺ к Аише رضي الله عنها ей было более 14 лет. Приводить все эти доводы здесь нет необходимости. 

Адиль Ибрагимов