28 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.12.2022 (по Шафии)

1.Нужно ли мыть одежду, на которую попала моча грудного ребёнка?

Как известно, моча является нечистотой (наджасой), и место, куда она попала, необходимо промыть, как и после попадания других нечистот, таких как кровь, гной и т. д.

Исключением является моча мальчика, которому не исполнилось два года (по лунному календарю) и который не питался ничем, кроме молока женщины или животного, творога, сметаны и сливок. Таким образом, место, испачканное мочой такого ребёнка, достаточно обрызгать водой, т. е. необязательно его мыть.

Подобное решение сохраняет силу и тогда, когда ребёнок проглотил кусочек финика во время исполнения желательного ритуала (тахника) после рождения или выпил лекарство, даже если оно питательное. Если же он употреблял воду, соки, сливочное масло, сыр, кашу и т. д. как питание, то просто обрызгать водой испачканное место недостаточно – нужно его промыть как положено.
Что касается молочных смесей, их употребление нарушает вышеупомянутое решение, так как в их составе есть не только молоко, но и разные растительные масла, витамины и т. д.

Примечание:
Если моча такого мальчика попала, например, на одежду, то, прежде чем обрызгать, необходимо выжать это место, чтобы мочи там не осталось, или высушить его и потом обрызгать водой. Если моча попала, например, на пол, то сначала нужно вытереть это место или высушить.
Мудрость этого решения состоит в том, что мальчиков берут на руки чаще, чем девочек, и вероятность попадания мочи на одежду велика, поэтому религия предусматривает облегчение. Также моча мальчиков имеет менее стойкое свойство запаха, цвета и т.д., чем моча девочек. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»)

2.Где нужно распределять закятное имущество: по месту жительства хозяина или там, где находится его имущество?

Если хозяин имущества живёт в одном населённом пункте, а имущество находится в другом, то закят с этого имущества распределяется среди бедняков того населённого пункта, где находится его имущество, так как бедняки этой местности видят и знают об этом имуществе и надеются получить из него закят. Если по завершении года имущество будет находиться вне населённого пункта, то закят распределяется между бедняками ближайшего населённого пункта.

Путник, занимающийся торговлей, выплачивает закят со своего имущества там, где он будет пребывать в момент наступления времени выплаты закята.

С имущества, находящегося в разных местах, закят распределяется соразмерно долям в каждом из этих населённых пунктов, где находится данное имущество, если это не требует разделения одного цельного закятного предмета. Например, если у человека 20 овец находятся в одном месте и ещё 20 – в другом, то одну овцу не делят на две части, а выплачивают закят целиком – одну овцу в одном из этих населённых пунктов, однако это нежелательно. 

Избежать этой нежелательности можно, выплатив две овцы, по одной в каждом из этих населённых пунктов, или передав целую овцу закята имаму или уполномоченному в распределении закята, чтобы они распределили между нуждающимися. 
(«Равдат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Дозволено ли держать птиц в клетке?

Разрешается держать птиц, таких как попугай, канарейка и др., в клетке, чтобы слушать их пение, смотреть на них и играть с ними, не причиняя им вреда, если будут соблюдены условия их содержания (кормление и т. д).
В качестве довода к данному решению учёные приводят хадис Пророка ﷺ, который передаётся от Анаса t: «Пророк ﷺ часто разговаривал с нами и, увидев, что птичка моего брата по кличке Нуайр умерла, сказал шутя: “О Абу Умайр, что стало с Нуайром?”» (аль-Бухари). 
(«Фатх аль-Бари», «Ашраф аль-Васаиль иля фахм аш-Шамаиль»)

4.Что делать, если сомневаешься в самом разводе или в количестве разводов?

Если супруг сомневается в самом разводе - давал он жене вообще развод, или связал его с каким-либо действием, или произошло какое-то действие, с которым он связал развод и т. п., - то развод не получается.

Если же супруг помнит, что давал развод, но сомневается в количестве разводов, то учитывается (берётся в расчёт) наименьшее количество. Если он сомневается, например, в том, двукратный он давал развод или трёхкратный (окончательный), то развод считается двукратным.

Однако в таких ситуациях желательно проявить предусмотрительность и остерегаться сомнений. Например, в первой ситуации, где супруг сомневается в самом разводе, несмотря на то, что развод не получается, ему желательно произнести слова возврата жены до истечения срока идды, или возобновить никях после истечения срока идды, если он хочет дальше с ней жить. Если же он не намерен дальше с ней жить, то ему следует дать ей развод, чтобы она уверенно могла выйти замуж за другого.

А что касается второй ситуации, когда супруг сомневается, двукратный был развод или трёхкратный, несмотря на то, что в данном случае он берёт в расчёт наименьшее количество и может с ней дальше жить, ему желательно посчитать развод трёхкратным.
Имам ат-Тирмизи приводит хадис, где Пророк ﷺ говорит: «Остерегайся того, что вызывает у тебя сомнения, и придерживайся того, что не вызывает у тебя сомнений». 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Расторгается ли договор аренды в случае смерти одной из сторон арендного договора?

Договор аренды не расторгается со смертью одной из сторон арендного договора. Право на арендованное имущество после смерти арендодателя или арендатора переходит к их наследникам до завершения срока арендного договора.

Если кто-то нанял человека для выполнения определённой работы, а наёмный рабочий умер, не завершив работу, то решение относительно этой ситуации следующее: при наличии возможности нанимают человека, выплатив деньги из имущества умершего для завершения данной работы. Если нет такой возможности, наследник наёмного рабочего получает право расторгнуть данный договор или выполнить эту работу и получить плату за неё. Если он ничего не предпримет для завершения работы, то наниматель имеет право на расторжение договора найма. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).