Намаз является обязанностью, которую Господь возложил на Своего раба, пока тот находится в здравом уме. Есть много хадисов, утверждающих, что можно впасть в неверие, совершив прелюбодеяние, воровство, проявляя высокомерие и т. д. Но также имеются аяты и хадисы, в которых утверждается, что люди, совершившие подобные большие грехи, не впадают в неверие.
Исходя из этого, учёные-богословы вынесли следующее решение: если человек совершает большие грехи, не считая их запретными (харам), то он впадает в неверие. Если же человек признаёт, что подобные греховные деяния запретны, но совершает их из-за слабости своей веры, лени и т. п., то он не впадает в неверие.
Поэтому человек не впадает в неверие (не становится кяфиром), совершая такие большие грехи, как невыполнение намаза, прелюбодеяние, распитие спиртных напитков и т. д., если он не отрицает их запретность.
(«Бахру Раик»)
2.Можно ли давать закят (обязательную милостыню) бедным родственникам – брату, сестре?
Разрешено давать закят родственникам, если они подпадают под категорию людей, которым положено его выплачивать, при условии, что они не являются прямыми родственниками (отец, дед и т. д. или сын, внук и т. д.). Нельзя выделять закят своему ребёнку, даже если он рождён вне брака, то есть в результате прелюбодеяния.
Можно давать закят племянникам, дядям, тётям, братьям, сёстрам и т. д., что является наиболее предпочтительным, так как в этом, помимо помощи нуждающимся, заключается сохранение и укрепление родственных связей.
(«Радд уль-Мухтар»)
3.Нарушает ли омовение вытекшая из мозоли или волдыря жидкость? И является ли она нечистотой (наджасой)?
Учёный, великий праведник Абд уль-Гани ан-Набулси сказал в своё время: «Следует вынести решение о том, что выход чистой, прозрачной жидкости из волдыря не нарушает омовения, даже если она оказалась за границами волдыря. То есть такая жидкость не является наджасой. Если же жидкость будет не чистой, а смешанной с кровью, гноем или сукровицей, то она является наджасой и нарушает омовение, если вытечет за границы волдыря».
(«Хашияту Тахтави»)
4.Можно ли совершать намаз с закрытыми глазами?Делать это нежелательно, так как каждый орган человека в намазе имеет определённое назначение. Закрывая глаза, молящийся упускает возможность направлять взор туда, куда ему желательно смотреть.
Нежелательность закрывать глаза отменяется, если, отвлекаясь на что-то, человек не может сосредоточиться на молитве, кроме как закрыв их. Также нежелательность отменяется из-за надобности закрывать глаза ввиду болезни или по другой уважительной причине.
(«Хашия ат-Тахтави»)
5.Может ли имам освободить супругу без вести пропавшего мужа от брачных уз?
Нет, имам не может дать развод (талак) супруге без вести пропавшего мужа, пока не пройдет 120 лет со дня рождения пропавшего. Это мнение Абу Ханифы.
Имам Малик вынес следующую фетву. После того как имам засвидетельствует о том, что супруг пропал без вести, супруга должна выжидать 4 года. По истечении 4-х лет супруга отсчитывает аль-идда для вдов (4 месяца и 10 дней) и считается разведённой. Большинством учёных принята эта фетва.
(«Ат-тасхил ад-Дурури ли-масаил иль-Кудури»)
6.Должна ли женщина при обязательном купании (гусль) расплетать косы, чтобы намокли все волосы?
Обязательными действиями ритуального купания являются полоскание рта, промывание носа, обливание всего тела водой, а также обмывание всех волос на теле.
Но если во время полного купания волосы женщины заплетены в косы, то она не обязана расплетать их. Достаточно во время мытья головы намочить кожу и волосы от корней до кончиков. Если косы сплетены настолько туго, что вода плохо проникает сквозь них и не обмывает кожу головы, тогда необходимо их расплести.
Если женщине нельзя мыть голову из-за болезни и мытьё волос вредит её здоровью, то она может пропустить мытьё больного места.
Мужчина же обязан расплести косы и промыть волосы.
(«Радд уль-Мухтар»)
7.В какое время нельзя совершать намаз?
В следующие три периода времени нежелательно (близко к запрету) совершать намазы фарз, ваджиб, суннат, нафль, джаназа, саджда тилява:
1) время восхода солнца над горизонтом, пока оно полностью не взойдёт и не поднимется на небольшое расстояние. Длительность его после полного восхода составляет примерно 20 минут.
Например, если человек проснулся сразу после восхода солнца, то он не может восполнить пропущенный утренний намаз, пока не пройдёт нежелательное время;
2) время нахождения солнца точно в зените (за 5–10 минут до наступления времени обеденного намаза), пока оно не начнёт склоняться в сторону захода солнца;
3) время перед закатом солнца, когда на небе начинают появляться признаки приближения заката, пожелтение солнца, примерно за 20–30 минут до начала времени вечернего намаза.
Не считаются действительными возмещённые в эти промежутки времени обязательные (фарз и ваджиб) намазы, витр, назр, сажда тилява, джаназа-намаз. Желательные намазы, совершённые в эти запретные промежутки, действительны, но совершать их в это время также нежелательно (близко к запрету).
Если намаз стал обязателен, то есть его удаётся совершить лишь в эти нежелательные промежутки времени, то он будет действительным, хотя нежелательность сохраняется. Так, если совершить предзакатный намаз этого дня прямо перед заходом солнца, он будет действителен, хотя человек впадает в грех за то, что отложил намаз до этого времени.
Что касается джаназа-намаза (заупокойной молитвы), то он будет засчитан, если покойного привезли в это время, хотя и нежелательно совершать его в данный период.
Есть также время, нежелательное лишь для нафль-намазов (желательных). Нежелательно совершать до утреннего фарз-намаза больше установленных двух ракаатов суннат ратибат-намаза. Также нежелательно совершать нафль-намазы после утреннего фарз-намаза.
Является нежелательным совершать нафль-намазы после предзакатного (аср) намаза, хотя солнце и не приблизилось к закату.
Нежелательным также является совершение нафль-намаза перед вечерним намазом.
(«Радд уль-Мухтар»)
Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62