30 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Возвращение Пророка ﷺ в Мекку для продолжения призыва

После печальных событий в Таифе Пророк ﷺ продолжил свой путь назад в Мекку.

Зайд бин Хариса رضي الله عنه сказал: «Как же ты придёшь к ним, когда они изгнали тебя?», имея в виду курайшитов, на что Пророк ﷺ сказал: «О Зайд, поистине, Всевышний Господь дарует облегчение и укажет выход из этого положения». 

Одно из благородных качеств арабов

Приблизившись к Мекке, Посланник Господа ﷺ поднялся на гору Джаблу Нур и остался в пещере Хира, где ему было ниспослано первое откровение Господа. Он попросил Зайда пригласить к нему одного человека из племени Хузаа, чтобы отправить его к аль-Ахнасу бин Шурайку с просьбой взять его под своё покровительство. На что он получил ответ: «Я – союзник курайшитов, а союзник не оказывает покровительства врагу».
Тогда Пророк ﷺ послал человека к Сухайлю бин Амру, но Сухайль ответил подобным же образом: «Люди из рода Бану Амир не берут под своё покровительство врагов людей из Бану Кааб».

После этого посланец был направлен к аль-Мутъиму бин Ади, на что тот сказал: «Да». Далее аль-Мутъим вооружился сам, созвал своих сыновей и своих соплеменников и велел им: «Возьмите оружие и ждите возле Каабы, ибо я гарантировал своё покровительство Мухаммаду ﷺ». Затем он отправил к Посланнику Аллаhа ﷺ человека, чтобы тот пригласил его войти в Мекку. Пророк ﷺ вместе с Зайдом бин Харисой вошёл в город и сразу же направился к Каабе. 

Аль-Мутъим бин Ади в это время сидел на своей верблюдице и, увидев Пророка ﷺ, обратился к людям: «О курайшиты, я взял Мухаммада ﷺ под свою защиту, так пусть же никто из вас не смеет даже насмехаться над ним». Посланник Аллаhа ﷺ подошёл к углу Каабы, где находился чёрный камень (хаджар аль-асвад), коснулся его, совершил молитву в два ракаата и пошёл к своему дому в окружении аль-Мутъима бин Ади и его сыновей, провожавших его до тех пор, пока он не вошёл в дом. 

Абу Джахль, который наблюдал за происходящим, сказал вслед: «О Мутъим, ты оказываешь ему покровительство или являешься его последователем?» На что тот ответил, что оказывает покровительство, и тогда Абу Джахль сказал: «Находящийся под твоим покровительством пользуется и нашим покровительством».

Посланник Аллаhа ﷺ не забыл этого аль-Мутъиму и впоследствии сказал о пленных, захваченных мусульманами в битве при Бадре: «Если бы аль-Мутъим бин Ади был жив и попросил меня за этих пленных, я бы отдал их ему».

Обращение Пророка ﷺ к племенам и отдельным людям

В месяце Зуль-каада 10-го года от начала пророчества (конец июня или начало июля 619 года н.э.) Посланник Господа ﷺ вернулся в Мекку для того, чтобы возобновить призыв к людям. С приближением периода паломничества люди стали прибывать в Мекку, пешком и на исхудавших верблюдах, для того чтобы исполнить обязанность паломничества (хаджа).

Пророк ﷺ старался использовать эту возможность и приходил к одному племени за другим, призывая их к религии Единого Господа. 

Посланник Господа ﷺ призывал эти племена не только в течение одного года и сезона хаджа, а это продолжалось с начала 4-го года пророчества до последнего сезона паломничества перед хиджрой (переселением в Медину). 

Пророк ﷺ пришёл к членам рода Бану Абдуллах, призвал их к вере в Аллаhа ﷻ и предложил им последовать за собой, сказав им даже и такие слова: «О Бану Абдуллах, поистине, Всевышний сделал прекрасным имя вашего предка», – но они отказались. Пророк ﷺ подошёл к Бану Ханифа и обратился к ним с призывом, однако они тоже не приняли того, что им было предложено. Никто из арабов не дал ему более отвратительного ответа, чем они. Пророк ﷺ пришёл к членам племени Бану Амир, призвал их к Исламу и предложил им последовать за собой. Один из них по имени

Бухайра бин Фирас воскликнул: «Клянусь Аллаhом ﷻ, если я возьму этого курайшита, то с его помощью смогу подчинить себе остальных арабов!» – после чего сказал: «Скажи мне, если мы присягнём на верность твоему делу, а потом Господь поможет тебе в борьбе с твоими противниками, унаследуем ли мы власть после тебя?» Пророк ﷺ сказал: «Власть принадлежит лишь Господу, и Он дарует её кому захочет». Тогда Бухайра сказал: «Так мы должны подставлять за тебя свои шеи арабам, а если Аллаh ﷻ поможет тебе, всё достанется другим! Нет нам нужды в твоём деле». 
Когда люди из племени Бану Амир вернулись к себе, они рассказали обо всём своему шейху (главе племени), который не принимал участия в хадже, так как был слишком стар. Они сказали ему: «К нам пришёл молодой курайшит из рода Бану Абд аль-Мутталиб, утверждавший, что является пророком, и призывавший нас к тому, чтобы мы защищали его». 

Шейх схватился руками за голову, а потом сказал: «О Бану Амир, можно ли хоть как-нибудь исправить положение? Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа, никто из потомков Исмаила عليه السلام ещё никогда такого не говорил, и это – истина. Где же был ваш ум, когда вы отказывали ему?»

Постепенно свет веры в Господа проникал в сердца людей

Сподвижники Пророка ﷺ также участвовали в призыве, предлагая принять Ислам не только племенам и группам паломников, но и отдельным людям, часть которых откликнулась на этот призыв. 

Спустя непродолжительное время после завершения сезона хаджа Пророку ﷺ признались в вере несколько человек, такие как Сувайд бин Самит.

Он был поэтом из числа жителей Ясриба (Медины) и отличался острым умом. За стойкость, стихи, благородство и происхождение соплеменники прозвали его Кямиль («совершенный»). Он прибыл в Мекку для совершения хаджа, а когда Пророк ﷺ призвал его к Исламу, Сувайд сказал: «Возможно, то, что есть у тебя, подобно тому, что есть у меня». Посланник Аллаhа ﷺ спросил его: «А что есть у тебя?» Он сказал: «Мудрые изречения Лукмана». Пророк ﷺ сказал: «Прочти их мне». Сувайд прочитал ему эти изречения. Пророк ﷺ сказал: «Поистине, это хорошие слова, но то, что есть у меня, лучше этого. Это – Коран, который ниспослал мне Всевышний и который является руководством и светом». Посланник Аллаhа ﷺ стал читать ему Коран и призвал его к Исламу. Сувайд согласился, сказав: «Поистине, это – лучшие слова, что я слышал». 

Его примеру последовал Ияс бин Муаз, который прибыл в Мекку из Ясриба вместе с группой паломников из племени Авс, желая заключить с курайшитами союз против племени Хазрадж. Узнав об их приезде, Посланник Аллаhа ﷺ пришёл к ним и сказал: «Хотите ли вы услышать нечто лучшее, чем то, за чем вы явились?» Они спросили: «А что это?» Пророк ﷺ сказал: «Я – Посланник Господа, направившего меня к Своим рабам с призывом поклоняться только Единому Аллаhу и больше никому и ничему наряду с Ним. И Он ниспослал мне Писание», – после чего рассказал им об Исламе и прочитал некоторые аяты Корана.

Послушав Пророка ﷺ, Ияс бин Муаз воскликнул: «О люди, клянусь Аллаhом ﷻ, это лучше того, ради чего вы явились сюда!» Тогда Анас бин Рафии, являвшийся одним из членов этой группы, взял горсть земли, бросил её в лицо Иясу и сказал: «Прекрати! Мы прибыли сюда не за этим». Ияс замолчал, а Пророк ﷺ поднялся со своего места, и после этого паломники из племени Авс вернулись в Медину, так и не сумев заключить союз с курайшитами. Вскоре после их возвращения в Ясриб Ияс умер. Перед смертью он много раз повторял слова: «Нет бога, кроме Аллаhа ﷻ», «Аллаh ﷻ велик», «Хвала Аллаhу ﷻ». 

Адиль Ибрагимов