24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.11.2022 (по Шафии)

1.Обязан ли муж, выбирая, с какой из жён проведёт ночь, соблюдать равенство их прав? А также и в иных случаях.

Согласно нормам религии, мужчина не обязан каждую ночь проводить с супругой. Однако если у него несколько жён и он хочет провести ночь с одной из них, то, бросив жребий, он должен установить между ними очерёдность.

В случае если без согласия других жён муж проведёт у одной из них одну или более ночей, а это является грехом, он обязан возместить другим жёнам количество проведённых у неё ночей – ради справедливости и установления равенства их прав.

Доводом для данного решения учёных служит достоверный хадис Пророка ﷺ: «Тот, кто имел двух жён и проявил благосклонность к одной из них, в Судный день предстанет (перед Всевышним) с волочащейся за ним половиной (тела)» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).

Равное ко всем отношение должно быть и при обязательном обеспечении. Что же касается соблюдения равенства в супружеской близости и расходах сверх обязательного, то это является желательным.

 («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани»)

2.Как лучше сопровождать покойного до кладбища?

Провожать покойного в последний путь, если кладбище находится недалеко, желательно, идя быстрым шагом. Тем, кто его сопровождает, желательно идти перед погребальными носилками, не  отрываясь от них далеко вперёд. Сопровождать умершего верхом или на машине без уважительной причины является нежелательным.

Доводом для вышесказанного является следующий хадис: «Салим, сын Абдуллаха, передаёт от своего отца, что он видел Пророка ﷺ, Абу Бакра رضي الله عنه и Умара رضي الله عنه, и все они шли перед погребальными носилками» (Абу Давуд).

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Нихая аль-Мухтадж»)

3.Получают ли супруги наследство друг друга после развода, если один из них умрёт до завершения идды?

Если муж дал однократный или двукратный развод жене и после развода до завершения идды один из них умер, то другой получает свою долю наследства. Если же муж дал троекратный, окончательный развод и жена умрёт до завершения идды, то, по единогласному мнению учёных, муж не получает от неё наследства. В случае смерти мужа до завершения идды, согласно достоверному слову, жена не наследует имущество мужа.

Также супруги не наследуют имущества друг друга во время идды при расторжении брака выкупленным разводом (хулу).

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

4.В каких случаях муж обязан сделать подарок жене после развода?

Такой подарок называется мута, и это своего рода компенсация морального ущерба супруге. Нередко оказывается, что женщины не знают об этом подношении, как и мужья, за которыми остаётся этот долг.

1. Согласно шафиитской богословско-правовой школе, муж после расторжения брака не по вине жены, если у него с ней была близость, обязан сделать ей подарок. А также той, с которой близости не было, если ей не полагается половина калыма (как в случае, если опекун выдал девушку замуж без калыма с её согласия и муж не определил ей что-либо в качестве него).

Произнеся слова окончательного развода, муж должен что-нибудь подарить жене, а если развод неокончательный, то – по истечении срока идды (в данном случае это срок прохождения трёх периодов чистоты между регулами).

Обязанность сделать подарок не исчезает, даже если после развода пройдёт длительный срок или бывшая жена выйдет замуж за другого мужчину. Пока муж не отдаст ей подарок или она не откажется от него сама, он остаётся долгом мужа.

Если муж умрёт, не отдав бывшей жене подарка, который ей причитается, то с его наследного имущества удерживается компенсация, равная этому долгу, в пользу бывшей супруги.

2. Подарок полагается и той женщине, которая выкупила свой развод.

Обязанность дать подарок после развода не снимается с мужа, даже если супруга являлась представительницей другого вероисповедания, на которой, согласно нормам религии, разрешено жениться.

3. В случае прекращения существования брака из-за смерти одного из супругов обязанность дарения чего-либо после развода исчезает.

Примечание:

Если причиной расторжения или аннулирования брака была жена, то подарок ей не полагается, например, в случае аннулирования брака из-за её вероотступничества. Развод по просьбе жены в эту категорию также не входит, ибо право развода всегда остаётся за мужем.

(«Нихая аль-Мухтадж», «Равдат ат-Талибин», «Фатава Бакасир», «Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Обязательно ли женщине – во время намаза и вне его – закрывать нижнюю часть подбородка?

Согласно шафиитскому мазхабу, женщина – во время молитвы, вне её, в присутствии посторонних мужчин – обязана закрывать всё тело, кроме овала лица и кистей рук. Однако если она точно знает, что её лицо и руки привлекают взгляды посторонних мужчин, то их она также обязана закрывать.

Границы лица, очерчивающие омываемые при малом омовении области, – расстояние от уха до уха и от линии роста волос на лбу до начала нижней части подбородка. Значит, нижняя часть подбородка является авратом, так как она не входит в границы овала лица, а верхнюю часть подбородка, которую необходимо мыть при омовении, закрывать нет необходимости, если только по-другому хиджаб (платок) не держится. Следовательно, чтобы действительность намаза не была нарушена, нижнюю часть подбородка нужно закрывать.

Как довод к вышесказанному учёные шафиитского мазхаба приводят следующий хадис. Он гласит, что Аиша رضي الله عنها поведала: «Моя сестра Асма رضي الله عنها вошла к Посланнику Аллаhа ﷺ, облачённая в тонкое одеяние. Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: “О Асма, девушке по достижении возраста первого менструального цикла запрещено выставлять напоказ что-либо, кроме этого и этого”, – и он указал на лицо и кисти рук» (Абу Давуд).

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Шабрамаллиси», «Асна аль-Маталиб»)

6.Положен ли закят (обязательная милостыня) человеку, взявшему в долг средства для реализации недозволенных целей?

Закят полагается человеку, который одолжил средства для осуществления дозволенных целей. Человеку, взявшему в долг деньги для реализации запретных целей или кредит под проценты и знавшему о запретности этого действия, закят не полагается. Если человек, оказавшийся в долгах из-за запретного, искренне раскается, то ему закят полагается – при условии, что предположение об искренности его покаяния будет преобладать.

Также закят полагается человеку, оказавшемуся в долгах из-за непреднамеренного действия, которое стало причиной порчи имущества другого.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж»)