29 марта
2024 года
поделиться

Правила успешной торговли

Торговля – самое доходное ремесло. Человек, занимающийся торговлей, должен быть надёжным в делах, не расставаться с правдой и исполнять предписания Всевышнего.

Посланник Господа r говорил: «Торговец, не расстающийся с правдой, в Судный день будет воскрешён вместе с праведниками и мучениками за веру» (Ибн Маджа).

 Вести торговлю в полном соответствии с нормами религии могут лишь люди, обладающие глубокими знаниями и богатым опытом. Рынки и торговые центры – это те места, которые порой заставляют человека забыть Создателя. Жажда наживы, подражание другим, желание продать как можно дороже, несмотря ни на что, и многое другое толкают человека в бездну безнравственности и греха. Нелегко рассказать покупателю обо всех свойствах своего товара, включая негативные, намного легче скрыть его недостатки.

Повествуется, что один человек постоянно продавал молоко, добавляя в него воду. В один из дней после сильного дождя с гор нахлынул такой сильный грязевой поток, который снёс его ферму вместе с коровами. После этого его сын молвил отцу: «Отец мой! Накопилась вся вода, которую ты смешивал с молоком, и она унесла наших коров». Торговец не должен иметь цель продать свой товар как можно дороже. При продаже достаточно ставить такую надбавку, которая одновременно будет приносить ему доход и окажется по карману покупателю.

Любое исследование вопросов, касающихся социального бытия людей, а вопросы торговли, безусловно, относятся к таковым, требует определения понятий и терминов, выступающих инструментами для разбора ситуаций.

Элементы, без которых торговые отношения между сторонами будут недействительными

Их всего два, но они отражают один из важнейших принципов – взаимное согласие:

а) предложение – будь это со стороны продавца или от покупателя, которое всегда идёт первым;

б) согласие – продавца или покупателя, и оно всегда произносится после предложения.

Помимо этих двух неотъемлемых элементов торговли есть условия в самой купле-продаже. Они тоже носят обязательный характер:

1. Продавец и покупатель должны находиться в здравом рассудке.

2. Формулировки предложения и согласия должны быть чёткими, если без переговорного процесса торговля невозможна.

3. Предложение и согласие должны относиться к одному и тому же основанию предмета сделки. Если в предложении речь шла о пяти саженцах, то согласие нельзя давать по поводу семи.

4. Сделка должна проходить без большого смыслового разрыва между предложением и согласием. Допустим, после того как потенциальный покупатель обратился к человеку, который владеет каким-то интересным предметом или ресурсом, последний просто ушёл, не дав никакого внятного ответа на сделанное предложение, но согласился после какого-то времени, когда покупатель, возможно, и забыл о факте своего предложения. В этой ситуации договор купли-продажи не будет осуществлён. Другое дело – если бы потенциальный продавец сказал покупателю, что ему нужно некоторое время на обдумывание сделки. В этом случае отношения между двумя субъектами носят совершенно иной характер, они уже имеют какие-то договорённости, которые необходимо исполнять (имеется в виду прежде всего информационное оповещение о согласии либо отказе проводить сделку после размышления о ней).

5. Товар должен представлять ценность (например, одна крупинка риса не может выступать в качестве объекта сделки, так как её ценность крайне низка, она не способна утолить голод и прочее) и быть дозволенным к употреблению (халяльным). К примеру, торговать алкоголем нельзя.

6. Товар должен находиться в собственности у продавца. Нельзя продавать объекты, которые находятся в общественном пользовании (например, реки, озёра, горы, холмы, моря и так далее).

7. Нельзя продавать то, чего ещё нет в наличии и что зависит от каких-то природных или климатических факторов (например, плоды какого-то растения). Этот запрет не касается промышленных товаров.

8. Купля-продажа совершается в отношении объекта, свойства которого известны. Например, не может продаваться животное в стаде, свойства, возраст, описание которого неизвестны.

Существуют и второстепенные условия торговли

1) Продавцу не стоит настаивать на серьёзном завышении цены, а покупателю – бесконечно торговаться.

2) Нельзя излишне нахваливать собственный товар, вводя в заблуждение покупателя.

3) Нельзя скупать товар, который имеет общественную значимость, стремясь сыграть на искусственном завышении цен на рынке.

4) Торговлю следует вести в местах, где можно оценить качества продаваемого товара.

Расторжение договора купли-продажи

Посланник Всевышнего Мухаммад ﷺ говорил: «Человек, который расторг сделку с тем, кто сожалел о совершённой покупке (либо продаже), заслуживает прощения грехов в Судный день» (ат-Тирмизи).

Расторжение сделки купли-продажи не должно оставить ни одну из сторон в убытке.

Если предложение об аннулировании сделки встречает согласие второй стороны, то возвращается изначально выплаченная цена. Когда товар за время пользования подвергся некоторым дефектам, цена при его возврате может быть соответственно снижена.

Когда между сторонами произошёл товарный обмен, то он также может быть аннулирован после того, как поступило соответствующее предложение. Если же товара у одной из сторон нет, то этот человек может вернуть стоимость за него или отдать другой товар, соответствующий его товару.

Имам Абу Ханифа был богатым человеком, занимавшимся торговлей. Но из-за того, что много времени отдавал науке, торговые дела он передал своим управляющим, а сам контролировал, чтобы его бизнес вёлся в рамках разрешённого (халяль). В этом отношении он был настолько щепетилен, что, как-то посылая своего напарника Хафса бин Абдуррахмана продавать ткани, он сказал ему: «О Хафс, у этой ткани есть такие-то недостатки, поэтому расскажи о них покупателю и настолько-то продай дешевле».

Хафс продал ткань по цене, которую установил имам, но забыл рассказать о её недостатках покупателю. Узнав об этом, Абу Ханифа спросил Хафса: «Узнаешь ли ты того, кому продал эту ткань?»

Выяснив, что Хафс незнаком с покупателем, имам велел раздать в качестве милостыни (садака) всю прибыль. Ведь он хотел жить в соответствие со словами Посланника Аллаhа ﷺ, сказанными Амру رضي الله عنه: «О Амр! Как прекрасно, когда благое богатство находится в руках праведного человек» (Ахмад).

(«Хашияту ибн Абидин»)

(Продолжение следует)

Материал подготовлен согласно ханафитскому мазхабу

Мухаммад-фарук Азимов