Великий хафиз – имам Абу Бакр аль-Баззар
примерно в 210 году по хиджре (мусульманское летоисчисление).
Имам Абу Бакр аль-Баззар рос во времена таких великих учёных и хадисоведов, как имам Ахмад, Яхья ибн Маин, Али ибн аль-Мадини, имам аль-Бухари и многие другие. Таким образом, он рос в духовной среде, в городе Басре, который считался научно-культурным центром того времени.
Имам Абу Бакр аль-Баззар учился у лучших учёных города и стал одним из крупнейших учёных Басры. Он стал известен как автор сборника хадисов «Аль-Муснад аль-Кабир», был превосходным учёным и имамом, аскетом и праведником.
В поисках знаний имам аль-Баззар путешествовал по всему мусульманскому миру, подолгу находясь вдали от родины. Главной его целью было изучение хадисов Посланника Аллаhа ﷺ, а также науки хадисоведения. Он посвятил этому всю свою жизнь и стал одним из лучших специалистов по хадисам того времени (хафизом).
Абу Бакр аль-Баззар считается одним из самых известных имамов хадиса. А как известно, посредством хадисов Всевышний сохраняет благословенную Сунну Пророка ﷺ. Также он является одним из учёных хадиса, которые приложили большие усилия для того, чтобы определиться, какие из хадисов – достоверные.
Великие труды
Самым известным его трудом в науке хадиса является сборник хадисов, который он назвал «Аль-Бахр аз-Заджир» («Переполненное море»), больше известный как «Аль-Муснад аль-Кабир». В этой книге он разъяснил ошибки авторов при сборе и квалификации хадисов, а именно раскрыл недостатки в цепочке передатчиков.
Были у него и другие труды, такие как «Китаб ас-Саляти аля ан-Набий», «Китаб аль-Ашриба ва тахрим аль-Мускир», «Аль-Муснад ас-Сагир» и другие. Рукописи «Большого Муснада» («Муснада аль-Кабир») хранятся в городе Рабате (Марокко), а два тома из этой рукописи (второй и третий) – в Аль-Азхарие (Алжир).
Особенности сборника хадисов Абу Бакра аль-Баззара
В сборнике хадисов «Аль-Бахр аз-Заджир» автор упорядочил хадисы по значимости передавших их сподвижников. Сначала идут хадисы, переданные от четырёх праведных халифов, – Абу Бакра رضي الله عنه, Умара ибн аль-Хаттаба رضي الله عنه, Усмана ибн Аффана رضي الله عنه и Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه, затем – от остальных сподвижников, которые следуют за ними в списке десяти сподвижников, обрадованных Пророком ﷺ при жизни вестью о Рае. Далее идут хадисы, переданные от Аббаса ибн Абд уль-Мутталиба رضي الله عنه (дяди Пророка ﷺ), Хасана رضي الله عنه, Хусейна رضي الله عنه (внуков Посланника Господа ﷺ) и т. д.
После он приводит хадисы, переданные от остальных сподвижников, они упорядочены в алфавитном порядке по начальным буквам их имён. В большинстве случаев иснады (цепочки передатчиков) хадисов расположены перед текстом хадиса, но в некоторых местах они расположены после него.
В своём сборнике аль-Баззар помимо достоверных хадисов привёл и те, в цепочке передатчиков которых есть пропуски (слабые хадисы), обозначив их. Количество хадисов в этой книге доходит до 3442.
Мнение учёных об имаме аль-Баззаре
Ас-Сам,ани сказал следующее: «Он был хафизом и надёжным передатчиком, проживавшим в Басре. Он составил книгу «Муснад аль-Кабир», изучал хадисы и разъяснял их слабые места».
Абу аш-Шайх тоже высказался о нём: «Он был одним из лучших в мире хафизов хадиса. Передаётся, что после Али ибн аль-Мадини не было лучшего знатока хадисов, чем он. У него собирались хафизы Багдада, сидели рядом с ним и записывали то, что он говорил».
Имам аль-Баззар слушал уроки хадиса у лучших хадисоведов своего времени и передал от них эти хадисы следующему поколению. Он слушал уроки у Худбата ибн Халида, Абд аль-Аля ибн Хаммада, Абдуллаха ибн Муавии аль-Джамхи и многих других.
От него передали хадисы Ибн Кани, Ибн Наджи, Абу ль-Касим ат-Табарани, Абу аш-Шайх, Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Джафар аль-Кисаи, Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Фазль ибн аль-Хасиб и многие другие.
Странствование по миру
Все путешествия Абу Бакра аль-Баззара по мусульманскому миру, во время которых он распространял хадисы Пророка ﷺ, продолжались вплоть до его старости. Он рассказывал хадисы в Исфахане, Багдаде, Египте, Мекке, ар-Рамле и других городах.
Когда Абу Бакр аль-Баззар приезжал в Исфахан и Багдад, вокруг него собирались все хафизы, жившие в то время там. Они получили его благодать, слушая и записывая от него хадисы.
Последние дни своей жизни аль-Баззар провёл в ар-Рамлу (город в Палестине), где он умер в 905 году (292 году по мусульманскому летоисчислению).
Нурмухаммад Изудинов