24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Третий этап призыва Пророка ﷺ

В месяце Шавваль десятого года от начала пророчества (что приходится на конец мая или начало июня 619 года) Посланник Господа  отправился в Таиф,

который находится на расстоянии примерно 60 миль от Мекки. И туда и обратно он добирался пешком в сопровождении своего вольноотпущенника Зайда бин Харисы رضي الله عنه, призывая к Исламу каждое племя, которое встречалось ему по пути, однако никто не ответил на его призыв.

Прибыв в Таиф, Пророк ﷺ обратился к предводителям племени Сакиф, троим сыновьям Амра бин Умайра ас-Сакафи – Абд Яляйлю, Масуду и Хабибу. Он призвал их к вере в Единого Господа и к оказанию поддержки Божественному призыву. Однако они усомнились. Один из них воскликнул: «Он разрывает покров Каабы! Правда ли, что это Господь послал тебя?» Другой спросил: «Неужели Аллаh ﷻ не нашёл никого другого, кроме тебя?» А третий добавил: «Я не буду говорить с тобой! Если ты и впрямь Посланник Аллаhа ﷺ, то положение твоё слишком высоко, чтобы я отвечал тебе, а если ты возводишь ложь, то отвечать тебе мне не подобает!» Тогда Пророк ﷺ поднялся с места и сказал им: «Вы сделали своё дело, не говорите обо мне (никому)».

Посланник Аллаhа ﷺ провёл в Таифе десять дней, встретившись и поговорив с каждым из его знатных жителей, но ото всех услышал один ответ: «Уходи из нашего города». При этом они натравливали на него неразумных людей. Когда же он захотел уйти оттуда, эти люди вместе с рабами последовали за ним, громко крича вслед грубости.

Грусть и отчаяние. Мольба ко Всевышнему о помощи

Собралась толпа, и находившиеся там встали в два ряда и принялись поносить Пророка ﷺ. Они закидывали его камнями, в результате поранили ему подколенные сухожилия, так что сандалии его окрасились кровью. Зайд бин Хариса رضي الله عنه, прикрывавший его собой, получил глубокую рану на голове. Всё это продолжалось до тех пор, пока Пророк ﷺ не добрался до сада, принадлежавшего братьям Утбе и Шайбе ибн Рабиа. Сад находился на расстоянии трёх миль от Таифа, и только после этого преследователи отстали от него. Посланник Господа ﷺ подошёл к виноградному кусту и сел в его тени, прислонившись к стене. После того как он сел и успокоился, он воззвал к Господу с мольбой, свидетельствующей о том, что сердце его было исполнено тоски и печали из-за обрушившегося на него бедствия и сожалело о том, что никто не уверовал в него. Он промолвил:

– О Аллаh ﷻ, Тебе я жалуюсь на недостаток силы и бесчестье людей! О Милостивый, Ты – Господь слабых, так кому же Ты вверил меня? Далёкому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чём переживать, но если Ты избавишь меня от этого, мне будет легче! Прибегаю к Твоей защите от мрака, приведи в порядок дела мира этого и мира вечного. Прошу защиты от того, чтобы постиг меня Твой гнев или настигла Твоя ярость. Ради Тебя я буду отказываться от ненавистного Тебе, чтобы лишь Ты был доволен мною, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя!

Христианин из Нинавы

Увидев Пророка ﷺ, Утба и Шайба почувствовали к нему жалость, позвали своего слугу по имени Аддас и велели ему: «Возьми гроздь винограда и отнеси её этому человеку». Когда Аддас положил эту гроздь перед Посланником Аллаhа ﷺ, он протянул к ней руку со словами: «С именем Аллаhа ﷻ», а затем поел живительных ягод. Аддас был удивлён: «Жители этого города таких слов не говорят». Пророк ﷺ спросил его: «Откуда ты и какую религию исповедуешь?» Он сообщил: «Я христианин из Нинавы (ныне город Мосул, Ирак)». Посланник Аллаhа ﷺ обрадовался: «Так ты из города праведного Юнуса бин Матты (библейский Иона) عليه السلام?» Аддас оживился: «Откуда ты знаешь, кто такой Юнус бин Матта عليه السلام?» Посланник Аллаhа ﷺ ответил: «Он – брат мой: он был пророком и я – пророк». И тогда Аддас поцеловал Пророка ﷺ в голову, а также его руки и ноги. Увидев это, один брат сказал другому: «Кажется, этот человек повлиял на твоего слугу». А когда тот подошёл к ним, они накинулись на него: «Горе тебе, что это было?!» И услышали объяснение: «Нет на земле никого лучше этого человека, ибо он поведал мне о том, что может знать лишь истинный пророк».

Приход ангела Джибриля عليه السلام в сопровождении ангела гор

Покинув этот сад, Посланник Господа ﷺ, охваченный печалью и грустью, направился в Мекку. В местности Карн аль-Маназиль, вблизи Таифа, Всевышний отправил к нему ангела Джибриля عليه السلام, с ним был ангел гор, который попросил разрешения обрушить на жителей Таифа две горы.

 Сообщается со слов Урвы бин аз-Зубайра رضي الله عنه, что Аиша رضي الله عنها рассказала ему, как однажды она спросила Пророка ﷺ: «Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде?» В ответ Пророк ﷺ поделился: «Мне пришлось претерпеть от твоих соплеменников многое, но самым тяжким из всех был день, когда я предложил Ибн Абд Яляйлю бин Абд Кулялю последовать моему призыву, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. Тогда я ушёл, испытывая огорчение, и пришел в себя, только когда добрался до Карн ас-Саалиба (Карн аль-Маназиль). Там я поднял голову, и оказалось, что стою в тени облака, взглянув на которое увидел на нём ангела Джибриля عليه السلام. Он обратился ко мне со словами: «Поистине, Аллаh ﷻ слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Он направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними что пожелаешь». А потом ко мне обратился ангел гор, он приветствовал меня и сказал: «Мухаммад ﷺ, приказывай, что пожелаешь! Если хочешь, я обрушу на них две горы». Пророк ﷺ же отказался: «Нет, я надеюсь, что из их потомства будут те, кто станет поклоняться одному лишь Аллаhу ﷻ и ничему более наряду с Ним» (аль-Бухари).

В этом ответе в полной мере нашла проявление уникальная личность Пророка ﷺ и его великий нрав. После этого силы вернулись к Посланнику Аллаhа ﷺ, а сердце его успокоилось благодаря тому, что Господь оказал ему эту невидимую помощь.

Джинны пришли послушать чтение Корана

Пророк ﷺ продолжил свой путь к Мекке, достиг ущелья Нахля и остановился там на несколько дней. В это время Всевышний направил к нему нескольких джиннов, о чём Господь упоминает в двух сурах Корана.

«И Мы отправили к тебе группу джиннов послушать Коран. Придя к нему, они сказали (друг другу): “Замолчите (и слушайте)!” Когда же чтение завершилось, они вернулись к своему народу с предостережением. Они сказали: “Народ наш! Поистине, мы услышали чтение Книги, ниспосланной после Мусы (Моисея) عليه السلام и подтверждающей то, что до неё. Она ведёт к истине и прямому пути”» (сура «Аль-Ахкаф», аяты 29–30).

После получения этой радостной вести тучи грусти, печали и отчаяния, сгустившиеся над Посланником Аллаhа ﷺ, рассеялись, и он решил вернуться в Мекку и с новой силой возобновить свою деятельность, связанную с призывом к Истине и доведением до сведения людей Послания Господа. Зайд бин Хариса رضي الله عنه удивился: «Как же ты придёшь к ним, когда они изгнали тебя?» – имея в виду курайшитов, на что Пророк ﷺ пояснил: «О Зайд رضي الله عنه, поистине, Аллаh ﷻ дарует облегчение и укажет выход из этого положения».

Адиль Ибрагимов