19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Война – это хитрость и обман

Нуайм ибн Масуд был сообразительным юношей с чувствительным сердцем, острым и проницательным умом. Ни одна проблема или сложный вопрос не ставили его в тупик и не вводили в смущение.

Истинный сын пустыни, он был находчив и имел способность выносить здравые суждения. Однако был он очень склонен на мирские удовольствия и наслаждения, которые находил в основном у иудеев Ясриба (прежнее название Медины).

Любовь к страстям и наслаждениям

Всякий раз, когда его душа начинала испытывать жажду по сладкозвучному пению или чарующей музыке, он покидал своих близких в Неджде (территория в центре Аравийского полуострова, ныне там расположена столица Саудовской Аравии, Эр-Рияд) и устремлялся в Медину, где щедро одаривал деньгами местных иудеев, чтобы те предоставляли ему всяческие развлечения.

В силу этих причин Нуайм часто бывал в Медине и имел тесные связи с местными иудеями, особенно с племенем Бану Курайза.

Когда Всевышний Господь осчастливил человечество, направив Своего Посланника ﷺ с истинной религией, которая озарила все уголки Мекки светом Ислама, Нуайм ибн Масуд по-прежнему предавался неумеренным мирским утехам.

Нуайм самым резким образом выступил против новой религии, опасаясь того, что она лишит его привычных мирских радостей и наслаждений.

Сговор о нападении на Пророка ﷺ

И вот в дни Битвы у рва (попытка племени Бану ан-Назир, курайшитов Мекки и племени Гатафан одержать верх над Мухаммадом ﷺ и его сподвижниками, напав на Медину) Нуайм ибн Масуд открыл для себя новую страницу в истории исламского призыва, на которой он записал одну из самых блестящих историй военных хитростей.

Незадолго до этого сражения в Ясрибе активизировалась иудейская община племени Бану ан-Назир. Её вожди начали создавать группировки с целью начать войну с Пророком ﷺ и уничтожить его религию.

Прибыв к курайшитам в Мекку, они также стали подстрекать их к выступлению против мусульман. При этом иудейские вожди обещали курайшитам перейти на их сторону, как только они прибудут в Медину.

Затем иудеи направились в Неджд, к старейшинам племени Гатафан, где призвали их выступить против Пророка ﷺ, чтобы искоренить его религию. При этом иудеи сообщили им о своей договорённости с курайшитами, пообещав гатафанитам то же самое и сообщив им согласованный срок выступления.

Все курайшиты, пешие и конные, выступили в поход под командованием Абу Суфьяна ибн Харба, взяв курс на Медину. Их знаменосцем был Усман ибн Тальха аль-Абдари. Общая численность их войска достигала четырёх тысяч человек, в распоряжении армии было три сотни лошадей и тысяча верблюдов.

В полном боевом снаряжении из Неджда отрядом из тысячи всадников выступили гатафаниты под руководством Уйайны ибн Хисна.

В авангарде войска гатафанитов следовал герой нашей истории Нуайм ибн Масуд.

Решение вырыть ров вокруг Медины

Когда Посланнику Аллаhа ﷺ стало известно, что войска противника выдвигаются к Медине, он собрал своих сподвижников, чтобы посоветоваться по поводу сложившейся ситуации. Салман аль-Фариси رضي الله عنه предложил вырыть вокруг Медины защитный ров, чтобы отразить наступление на город этих огромных сил. Несмотря на то, что подобная тактика не использовалась арабами, к этому решению склонились все собравшиеся.

Посланник Аллаhа ﷺ сразу же дал указание взяться за работу, и мусульмане стали копать, начав с восточной каменистой стороны города, и копали до западной стороны – это была самая незащищённая часть Медины. Остальные стороны города были плотно застроены домами и защищены пальмовыми рощами. Мусульмане испытывали большие трудности во время рытья рва, поскольку у них не было инструментов, облегчающих процесс. Вместе со всеми работал и сам Пророк ﷺ, он рыл траншею и перетаскивал землю.

Предложение нарушить договор

Две вражеские армии из Мекки и Неджда были на подступах к Медине. В это время вожди иудеев племени Бану ан-Назир отправились к вождям иудеев племени Бану Курайза, которые жили в Медине, и стали подстрекать их начать боевые действия против Пророка ﷺ. Они призывали их также оказать содействие наступающим из Мекки и Неджда войскам союзников.

Вожди племени Бану Курайза ответили им: «Нас устраивает то, к чему вы призываете нас, но вы знаете, что между нами и Мухаммадом ﷺ существует договор, согласно которому мы обязаны поддерживать с ним мирные и добрососедские отношения, что является гарантией нашей безопасной жизни в Медине. Вам известно также, что чернила текста этого договора ещё не успели высохнуть. Мы опасаемся, что если Мухаммад ﷺ одержит в этой войне победу, то нанесёт нам жесточайший удар и поголовно изгонит из Медины за наше вероломство в отношении него…»

Однако вожди племени Бану ан-Назир продолжали всячески склонять их к нарушению своих обязательств, прельщая их выгодой от измены Мухаммаду ﷺ. При этом они утверждали, что на этот раз его ждёт неизбежное и сокрушительное поражение. Свои уговоры вожди подкрепляли известиями о подходе двух крупных армий союзников.

Наконец иудеи племени Бану Курайза поддались на уговоры и нарушили свой договор с Посланником Господа ﷺ. Поправ текст соответствующего соглашения, они выступили на стороне противников Пророка ﷺ.

Блокада Медины

Эта весть для мусульман была подобна удару молнии…

Войска союзников блокировали Медину, отрезав все пути снабжения продовольствием и другими припасами.

Посланник Аллаhа ﷺ понял, что попал в клещи врага.

С внешней стороны вокруг Медины лагерем встали курайшиты и гатафаниты.

Внутри Медины в тылу мусульман выжидали удобного момента для выступления курайзиты.

В то же время лицемеры из числа тех, кто находился вокруг Пророка ﷺ, начали раскрывать свою истинную сущность, говоря: «Мухаммад ﷺ обещал нам, что мы будем владеть сокровищами Хосроя и римского императора, а сегодня дело дошло до того, что ни один из нас не чувствует себя в безопасности даже в отхожем месте!»

Затем они стали, отряд за отрядом, покидать Пророка ﷺ под предлогом того, что в случае начала боевых действий курайзиты нападут на их беззащитных детей и жилища. В итоге рядом с Посланником Господа ﷺ  осталось всего несколько сот истинных правоверных.

Курайшиты расположились у места под названием аль-Асьяль, а племя Гатафан – со стороны горы Ухуд. Язычники были удивлены, увидев ров, – арабы с такой военной хитростью ещё не сталкивались. Они стали обстреливать мусульман из луков. Затянувшийся обстрел вынудил группу лучших воинов предпринять попытку преодолеть ров. Это были Икрима ибн Абу Джахль, Амр ибн Абд Вудд и другие.

Али ибн Абу Талиб رضي الله عنه сразился с Амром ибн Абд Вуддом и убил его, а остальные пустились в бегство и перебрались обратно через ров.

Пророк ﷺ по ночам ставил людей сторожить ров, чтобы язычники не могли его преодолеть в темноте. Он сам также охранял определённый участок рва, несмотря на сильный холод.

В одну из ночей блокады, которая продолжалась уже около двадцати дней, Посланник Аллаhа ﷺ обратился к Господу с мольбой человека, находящегося в крайне тяжёлом положении. Пророк ﷺ повторял в своём зове: «О Аллаh ﷻ, я умоляю Тебя ниспослать мне обещанную Тобой помощь…»

(Продолжение в следующем номере.)

Адиль Ибрагимов