25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Изучение иностранного языка: мифы и реальность

своей практике репетиторства по итальянскому языку я сталкивался с тем, что перед первым уроком родители иногда говорили: «Мой сын знает английский, наверняка итальянский выучит быстро»,

«Дочь уже говорит по-итальянски, нужно лишь подтянуть к зачётам». Взрослые ученики часто спрашивают: «Успеем ли выучить итальянский – через несколько месяцев экзамены на гражданство?», «Какие у вас методики?», «А можно без домашнего задания?»

Родители любят своих детей и хотят видеть только лучшее – это нормально. Взрослые нынче торопятся – мир действительно очень ускорился. Вокруг всё бежит, как на экране смартфона, хочется побыстрее перелистнуть картинку и увидеть что-то новое. То же самое происходит и в изучении иностранных языков. Яркие обложки учебников кричат: «Английский за 90 дней» или «Французский за 60», а порой и того меньше. Тридцать лет назад, в пресловутые 90-е, к нам хлынуло много нового, в том числе и в образование: разные методики, зарубежные учебники, новомодные гаджеты. К чему это привело и эффективно ли? Поговорим об изучении иностранных языков без прикрас.

Смело брошенное «знаю» по отношению к языкам всегда настораживает. Можно знать наизусть детское стихотворение, и то, если его периодически не повторять, в памяти останется лишь пара строк. Что уж там говорить об иностранном языке! Если сделать паузу лишь на неделю  – выученные слова и выражения убегут из головы, это факт!

«Когда я заговорю по-итальянски?» – частый вопрос перед началом занятий.

Всё хочется получить побыстрее, но будем реалистами. Ведь не просто так в университетах и сегодня учат иностранный язык от четырёх лет и выше.

Сроки и результаты индивидуальных уроков: заниматься лучше два раза в неделю, учитывая, что будут отпуска и другие обстоятельства. В таком режиме через год получится общаться в ресторанах, магазинах, разговаривать и переписываться с друзьями, свободно чувствовать себя в отпуске за рубежом. Через два года можно начинать смотреть фильмы и читать художественную литературу со словарём. Всё возможно, главное – желание и выполнение домашнего задания, что является 80 % успеха. Без него получится выучить элементарные выражения, но через несколько месяцев ученик обычно бросает уроки, столкнувшись с первыми сложностями. Без труда в голове ничего не оседает. Тот, кто тянет ношу, не делая ничего дома, – топчется на месте до бесконечности. Говорят, бывают успехи и без домашнего задания, но я таких не встречал.

«Зачем учить текст наизусть?» – иногда спрашивают ученики. «Почему нужно учить эти слова, ведь они не пригодятся!» – порой восклицают они в сердцах, получая домашнее задание. А на следующем уроке: «не успел», «забыла», «на даче был», «маникюр», «день рождения», «можно не учить наизусть?». Всё можно! Но при заучивании текста результат запоминания лексики гораздо выше, чем от письменных упражнений.

«Можно взглянуть на письменное домашнее задание?» – вопрос преподавателя на уроке.

«Да, конечно, только у меня так...» – отвечает студент.

«Так» – это вписанные слова в промежутках с точками в упражнениях либо что-то кинутое на скорую руку поверх предложений.

В 90-х годах в Россию хлынули зарубежные красочные учебники, похожие на комиксы: там что-то нужно вписать, зачеркнуть или поставить галочку. В нулевых пришли электронные гаджеты, и жить стало ещё легче: скачивай, смотри, слушай. Достаточно открыть глаза, надеть наушники, мелкая моторика пальцев – и, кажется, всё содержимое смартфона залетит в голову. Сухая статистика: сегодня мало кто пишет не только от руки, но и на компьютере. Вести словарь, выполнять письменные задания – ещё одно важное упражнение при изучении иностранного языка, а для студентов университетов – обязательное.

«Говорите громче, не слышно окончания! – повторяет учитель.

Молодые люди сегодня обычно переписываются, редко кто звонит друг другу. Ещё одно наблюдение: чем старше ученик, тем он громче и свободнее говорит, кто помоложе – тихая речь и непонимание. Китайский, английский, итальянский – на уроках любого иностранного языка говорят нарочито громко и чётко, как актёры на сцене. Наш речевой аппарат, звуковой посыл отличается от иностранного, задача преподавателя – применить специальные упражнения, если, например, у студента зажата челюсть. Громкая и чёткая речь на уроках даёт положительный результат.

«Не торопитесь!» – говорю на каждом уроке.

Представьте: в каком-нибудь путешествии экскурсовод целый день строчит информацию, как из пулемёта. Конечно, захочется переспросить, и будет некомфортно. Итальянцы в жизни действительно говорят быстро, но это не значит, что необходимо подражать на уроках. Всему своё время!

Один маленький эксперимент, как родители легко могут проверить своё чадо на знание иностранного языка.

Попросите ребёнка рассказать о погоде, семье, вашем доме, лучшем друге или подруге на иностранном языке, который он учит в школе, – не торопясь. Каждая тема – на 5–10 минут. Необязательно самому говорить на английском или итальянском языке. Если он спокойно выполнит просьбу – всё будет понятно без перевода! Если же последует реакция: «Не хочу, не буду, зачем?» – это ясный показатель успеваемости.

«Мама, сколько книг ты прочитала в этом году?», «Папа, что интересного в мобильнике, ты в нём с утра до вечера?...» – как-нибудь однажды вечерком дети спросят родителей. Что вы ответите?!

Работая гидом-переводчиком и преподавателем, редко встречал коллег с двумя рабочими иностранными языками. И то, как правило, «первый-основной» специалист знает лучше. В МГИМО, МГУ и других ведущих университетах до сих пор основной учебник итальянского языка – советский, изданный несколько десятилетий назад. Зарубежные пособия используют лишь как дополнения к учебному процессу.

Вашему сыну лень спрягать глаголы, но, возможно, парень мечтает стать инженером. Дочке скучно учить наизусть текст о жизни Христофора Колумба, потому что она хочет быть доктором. Не все должны разговаривать на иностранных языках. Каждому – своё! Помните, в школе у нас были любимые предметы и не очень.

«Кто твои ученики?» – иногда спрашивают друзья.

«Все разные: дети, студенты, взрослые… Сегодня вечером будет ученик, которому 59 лет. Он учит итальянский язык семь лет».

«Зачем ему это?» – всегда удивлённый вопрос.

«Для тренировки мозга!»

Мотивация на индивидуальных уроках разная: учёба, получение гражданства, удовольствие. Италия всегда в моде! Вы ходите в спортзал на профессиональные тренировки или бегаете для здоровья? То же самое – иностранный язык, он очень хорошо тренирует один из самых важных человеческих органов – мозг. Попробуйте, никогда не поздно.

Если же иностранный язык – ваш сознательный выбор и будущая профессия, вы – счастливчик! Никогда не придётся скучать, каждый день – что-то новое. Бытует мнение у нашей братии: «Говорить на иностранном языке – прожить ещё одну жизнь». Это правда. Удачи!

Сергей Канчеров / гид-переводчик